Интересно, что бы сказали нынешние ревнители морали о фильмах, созданных в советскую пору, если бы они появились только теперь? Например, «Подранки» Николая Губенко, где подростки видят полуобнаженную учительницу в исполнении Жанны Болотовой и переживают запретные чувства. И как нежно и целомудренно это показано!
Сергей Соловьев тоже умел рассказать о хрупком мире подростков в своих картинах «Сто дней после детства» и «Спасатель», показать самые интимные мгновения так, что ни у кого не возникало сомнений, а если и возникали, режиссеру никто не выкручивал руки, фильмов не запрещал.
Два года назад на международном фестивале документального кино «Флаэртиана» в Перми показали программу Российского государственного архива кинофотодокументов (Красногорск). Один из документальных фильмов, «У теплого моря», рассказывал об отдыхе советских детей в лагере «Артек» в 1940 году. На лежаках — взрослые пионеры лет 12–14. Все голышом — мальчики и девочки. Многие смущены, прикрываются. А их еще и снимают на камеру.
Купались подростки тоже обнаженными и все вместе — мальчики и девочки. Такая была система воспитания, выхолащивающая половые различия. А ведь приезжали в пионерский лагерь дети из далеких аулов, где подобные вольности не то что недопустимы, о них и помыслить было невозможно. Закадровый голос сообщает, что ребята увезут из «Артека» здоровое тело и крепкую дружбу.
Мы поговорили с Сергеем Соловьевым о границах дозволенного в искусстве.
— Я не знаю, где проходит эта грань. Каждый раз нужно смотреть на то или иное творение и понимать, что перед вами: произведение искусства или порнография? Все решается на уровне человеческого глаза и интуиции.
— То есть критериев нет?
— Нет, конечно. Возьмите любую картину Матисса. Кто-то там голый, кто-то одетый, но это не имеет никакого значения. Мы имеем дело с произведением искусства. И все. Если фотографии, о которых мы говорим, великолепны, значит, их надо выставлять и показывать. Не могут этот вопрос решать какие-то офицеры и несведущие люди. Вообще-то это все глупость и позор.
— В советские времена вам не указывали, что вы создаете что-то неприличное?
- Не было такого. Совсем недавно в академии художеств у Зураба Церетели я выставлял целый зал обнаженной натуры. И мы говорили с Церетели о том, сколько веков художники занимаются загадкой женского тела. Академия поддерживает эту традицию.
В свое время мне Андрей Кончаловский показал толстенный альбом знаменитого фотохудожника, который я потом купил в Париже. В нем запечатлены обнаженные девочки 14–15 лет. И это потрясающе! Великолепный, затертый том до сих пор все у меня смотрят и восхищаются этими работами. Я сам его постоянно перелистываю.