На дверях приемной главного редактора висит листок — «Клуб «Библиофильский улей». Так оно и есть: в зале планерок вместо знакомых лиц с газетами в руках заседает десятка три типичных интеллигентов, тоже с периодикой. Ведь тема этого клуба — «Редкие газеты и журналы в моем собрании». Большинство здесь в возрасте, но и молодежь есть. К удивлению, даже женщины имеются, причем симпатичные.
Во главе стола нет, не Павел Гусев, он сбоку, а на его месте — Михаил Сеславинский, председатель НСБ и руководитель Роспечати. С порога предупреждает, что пирожки пойдут в ход после мероприятия, так как издания передаются по кругу ценные, пачкать их жирными пальцами не стоит. Слово берет член НСБ, главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев.
— Моя коллекция периодики достаточно большая, поэтому хранится в разных местах. Но кое-что есть и в редакции, висит в коридоре под стеклом. Это собрание показывает, как развивалась печать в разные политические системы. Это срез нашей с вами истории, жизни. Газет и журналов было много, все с разной психологической направленностью. Если еще в тексты вчитываться, а не только в заголовки, то от чего-то волосы дыбом встают.
В этом собиратели убедились, когда увидели коллекцию. Кто-то даже предложил открыть на ее основе музей, прямо в редакции. А что, звучало бы гордо — первый в мире музей в коридоре. Здесь же, на стене от библиофилов, как и от всех почетных гостей редакции, осталась надпись: «Мы забрали все старые газеты в свои собрания. Извините!»
После экскурсии своим собранием периодики поделился Михаил Сеславинский. Он рассказал, что многие книжные магазины сегодня в качестве подарка на день рождения предлагают купить газеты за ту дату, когда человек появился на свет. Именно такой сюрприз преподнес Михаил Гусман Михаилу Вадимовичу на 50-летие. Из десятка подаренных газет самый ценный экземпляр из Дзержинска, родного города Сеславинского.
Лев Мнухин показал первое издание одной из самых востребованных за рубежом русскоязычных газет «Русской мысли», издававшейся в Париже с 1947 года. В следующем году она отметит юбилей, чему НСБ, возможно, посвятит целый клуб. Газета сохранилась в отличном состоянии, открывает ее фрагмент романа «Лето Господне» Ивана Шмелева.
Но не все коллекционеры выступают, многие приходят послушать доклады, пообщаться, показать приобретения. Так, молодой собиратель Роман Лизогубов принес оригинал рисунка для газеты «Петербургский листок» за 1898 год с изображением женщины. После поисков в библиотеках и архивах, он выяснил, что это знаменитая балерина XIX века Адель Гранцова. Кто нарисовал этот портрет пока, к сожалению, узнать так и не удалось.
Услышав эту историю, Сеславинский вспомнил, как при осмотре графики в питерском книжном ему попался небольшой женский портрет, подписанный Львом Розенбергом. Михаил Вадимович, знавший настоящую фамилию художника Льва Бакста, поинтересовался о цене работы. В ответ услышал — 1000 рублей. Удивился, как иногда бывает выгодно знать настоящие фамилии, и купил портрет. Он выставлялся на недавней выставке Льва Бакста в ГМИИ им. Пушкина.
И вообще для библиофилов копание в архивах, книжных, библиотеках — любимое дело. Не меньше времени они тратят на восстановление ветхих, подпорченных книг. Могут часами подкрашивать обложки, заклеивать корешки… В общем, они люди не от мира сего, но с душой. Многие из них просто ходячие энциклопедии.
…Говорят: чудаки спасут мир. Не удивимся, если среди них будут библиофилы. Кстати, следующий клуб впервые за историю отечественного библиофильства пройдет в октябре в Иерусалиме. Оттуда приходят тревожные вести, якобы на помойки выбрасывается много русских книг, причем хороших авторов и изданий. Может, после выступления наших библиофилов ситуация изменится.