Театр теперь живет на два, благо соседних, дома: второй из них разместился на Страстном бульваре. Так что худруку Евгению Миронову бежать было недалеко. Ну вот хозяин стильного лофта с небрежной кирпичной кладкой прибыл и взял слово:
— Это здание — самое подходящее для премии. Своим годом рождения — 1812 — оно имеет прямое отношение к «Войне и миру». Здесь же Чехов организовал спортивное общество. Взносы на него собирал, а сам не появлялся. Так что без библиотеки у нас не обойдется.
На слово «библиотека» у Владимира Толстого, председателя жюри премии и советника президента по культуре, зажглись глаза, а в руках появились увесистые пакеты. Внутри — подарок для будущего книжного пространства, произведения лауреатов прошлых лет и тех, кто попал в нынешний шорт-лист номинаций «Детство. Отрочество. Юность» и «XXI век».
В последнем оказываются сразу две книги «Мягкой ткани» Бориса Минаева: «Батист» и «Сукно». Лев Аннинский говорит, что в них «чувствуется острый писательский уровень и сверхзадача, которая продиктована мэтром Львом Толстым. Благодаря такой литературе мы продвигаемся к пониманию войны и того, что происходит с нашим миром».
Продолжает список роман «С неба упали три яблока» Наринэ Абгарян. Алексей Варламов называет его «заметным событием, поскольку в нем органично сплетается армянский мотив и прекрасный русский язык».
Еще по номинации «ХХI век» проходит «Потерял слепой дуду» Александра Григоренко, роман, претендующий на звание самого интеллектуального, — «Поклонение волхвов» Афлатуни Сухбат и «Гранатовый остров» Владимира Эйснера. Здесь же — «Зимняя дорога» Леонида Юзефовича, написанная твердо на архивных материалах и рекомендованная Евгением Водолазкиным: «Я считал, что, строго следуя документам, невозможно повернуть героя ни влево, ни вправо. Но Юзефович смог это сделать — он направил его вглубь».
Что касается номинации «Детство. Отрочество. Юность», то расклад в ее коротком списке такой: «Ты, главное, пиши о любви» Марины Москвиной и Юлии Говоровой, «Лесник и его нимфа» Марины Нефедовой и «Дети ворона» Юлии Яковлевой, причем последняя книга не про сегодня, а про ХХ век. Павел Басинский объясняет выбор времени так: «У нас представление о настоящем неточное, о будущем — пугливое, зато о прошлом — ясное. Поэтому тема ушедшей эпохи перекочевала и в детскую литературу».
В общем, именно эти произведения стоит читать при любом раскладе. Они формируют повестку дня.