Жюри во главе с британским режиссером Сэмом Мендесом поступило радикально, поделив награду за лучшую режиссерскую работу между Кончаловским и 37-летним мексиканским режиссером Аматом Эскаланте, фильм которого «Дикая местность» вызвал шок и был изрядно «побит» критиками, хотя и сделан мастерски. В то время как Кончаловский снимал об узниках концлагеря времен Второй мировой войны, Эскаланте рассказал о страстях в сарае, где женщины занимаются любовью с членистоногими, а мужчины предаются однополым усладам. Так что соседство в одной номинации получилось весьма странное. Разве что послания с того света — то ли из рая, то ли из ада — у Кончаловского вносят элемент ирреальности в происходящее, что и объединяет его картину с фильмом Эскаланте.
В день премьеры «Рая» на звездной дорожке творилось что-то невероятное. Собралось огромное количество публики, в том числе и бывших наших соотечественников, приехавших на премьеру из других городов Италии, из Швейцарии. Пришли американские русские, уехавшие из СССР 38 лет назад. И вдруг на подиуме вместо Кончаловского появилась Натали Портман в белоснежном облегающем платье, чтобы подчеркнуть свою беременность. Вслед за ней дочь Джонни Деппа — Лили-Роуз, а дальше вся съемочная группа фильма «Планетарий». Публика заволновалась, переспрашивала у соседей по очереди, не заменили ли фильм. Началась паника. После фотосессии и раздачи автографов Портман и компания проследовали то ли на показ предполагаемого «Рая» (все-таки там поднимается важная для Натали еврейская тема), то ли в соседний зал, где чуть позднее начинался «Планетарий». Вслед за ними стали расходиться фотографы и операторы. Звездная дорожка опустела. И вдруг появились немецкие актеры, снимавшиеся у Кончаловского, затем Юлия Высоцкая, исполнившая главную роль в «Рае», и, наконец, сам Кончаловский с 12-летним сыном Петром, которого впервые вывели на публику. Что творилось в очереди, не передать. Люди кричали: «Юлия, вы самая лучшая, самая красивая!». Другой режиссер на месте Кончаловского мог бы осерчать на руководство фестиваля фактически за срыв прохода по звездной дорожке. Но режиссер был умиротворен — то ли ни о чем не подозревал, то ли философски ко всему относится. Юлия действительно была невероятно хороша.
Главную награду, «Золотого льва», получил филиппинский режиссер Лав Диас за «Женщину, которая ушла». Интересно, что имя Лав придумал ему отец-коммунист. Оно производное от имени Лаврентия Берия, и, кажется, в документах Лав значится как Лаврентий. В общем, наш человек. И большой любитель Достоевского. Если на Берлинале Диас показал восьмичасовую «Колыбельную скорбной тайне», то его новая работа идет чуть меньше четырех часов. Навеяна она произведением «Бог правду видит, да не скоро скажет» Льва Толстого. Слава Диаса началась с фестиваля в Локарно два года назад, где он получил «Золотого леопарда» за фильм «От предшествующего», длившийся около шести часов. Диас живет в солнечной стране, но в своих картинах стремится к графичности изображения. Он говорит, что отсутствие ярких красок — самое мощное выразительное средство. Его актеры напоминают обычных людей, которых можно встретить на улицах Филиппин. Его кино — для людей, склонных к медитации, которые никуда не спешат. Героиня, отсидев 30 лет, как и купец Толстого, отмотавший 26-летний срок по ложному обвинению, одержима местью, но потом находит себя в другом. Жюри, наверняка впервые познакомившееся с творчеством Диаса, от неожиданности впало в медитативный транс и отдало ему главные лавры.
Гран-при отмечены «Ночные животные» Тома Форда — дизайнера моды с мировым именем, всерьез заболевшего кинематографом и снявшего глубокую картину, героиня которой погружается в бездны памяти, читая роман своего бывшего мужа. Премию им. Марчелло Мастроянни, присуждаемую молодым актерам, жюри отдало немецкой актрисе Пауле Бир. Ей 21 год, и она сыграла в фильме «Франц» французского режиссера Франсуа Озона роль невесты убитого во время Первой мировой войны немецкого парня, которая потом полюбила его убийцу-француза. Награду Пауле вручала член жюри Кьяра Мастроянни — дочь великого Марчелло и Катрин Денев.
Спецприз жюри получила еще одна шокировавшая фестивальную публику картина — «Плохая партия» Аны Лили Амирпур. Она о буднях людоедов в недалеком будущем и выглядит как предостережение всем тем, кто лелеет планы о выселении «понаехавших» за пределы городов и создании для них резерваций. Все обиженные могут так отреагировать на санкции, что мало не покажется, — например отпилить конечности и съесть обидчиков. Режиссер оказалась смелой во всем. За наградой она вышла в белых шортах. Такого Венеция еще не видела. Приз за лучший сценарий достался Ною Оппенхайму за картину «Джеки», где роль Жаклин Кеннеди сыграла Натали Портман. Кубки Вольпи» за актерские достижения жюри присудило 67-летнему аргентинскому актеру Оскару Мартинесу, сыгравшему лауреата Нобелевской премии, едва унесшему ноги из своего родного городка, в картине «Почетный гражданин» Мариано Кона и Гастона Дюпрата, и 27-летней Эмми Стоун, исполнившей в мюзикле «Ла Ла Лэнд» Дэмьена Шазелла продавщицу кофе, мечтающую об актерской карьере. В общем, жюри Сэма Мендеса с умом распределило награды, действовало смело и решительно, не упустило неожиданного, что случается не так часто.