Звоню Юрию Александровичу. Живет он в Петербурге. В трубке - девичий голос.
- Я – Александра, дочь Юрия Кузнецова, занимаюсь всеми его делами.
- Да я не раз вас видела на фестивалях.
- Мы бываем там вместе папой.
После раннего ухода жены Юрий Кузнецов живет с дочкой, трогательно о ней заботится, а она о нем. Саша взяла на себя все домашние хлопоты и отцу помогает. Александра обещает мне перезвонить, как только у ее папы появится свободная минутка. Так и происходит. Снимаю трубку, а там знакомый голос Кузнецова. Он постоянно приговаривает: «Хорошо, хорошо, хорошо», и чувствуешь, что именно так и будет.
- Юбилей ваш пришелся на Год российского кино. Почувствовали особенность момента?
- Ой, и не говорите.
- Вы работали с крупными режиссерами, снимались у Алексея Германа, но и с другими кинематографистами тоже встречались. Кому, как ни вам знать, что происходит сегодня в кино?
- Я сейчас снимаюсь в Москве у молодого режиссера. Он очень внимательный. Никто ведь не хочет снять среднее кино, но иногда приходится работать в сложных условиях, придерживаясь строгого формата. Раньше слово «сериал» не стеснялись произносить, и снимали качественно, а теперь словно бы стыдятся чего-то, называют многосерийным художественным фильмом. Я много в них снимался. За спиной тех, с кем я работал, всегда стоял второй режиссер с секундомером и как правило, деликатно и мягко намекал, что пора заканчивать работу, потому как у нас жесткий график. Он и сам чувствует, что три сцены под конец рабочей смены не снимешь. В таких условиях и работаем. Но что я могу сказать? Когда Алексей Юрьевич Герман снимал фильм «Мой друг Иван Лапшин», тоже ведь существовали строгие сроки. Вынь да положь в определенный день и час перед худсоветом и студией то, что сделал. А если не сдал во время, просрочил, следовали санкции. Молодые режиссеры хотят качественно снимать, но нельзя же за смену 10-15 эпизодов сделать. Тогда не получится красиво и мощно.
- То есть не ставится цель - срубить бабла и только? Люди творят?
- Конечно! Если бы бабла хотели срубить… Ой, я должен бежать на встречу. Позвоню вам попозже.
Вечером опять созваниваемся.
- Вы когда обещали в редакции сдать материал? У меня ведь день рождения только по паспорту 3 сентября. А на самом деле я 8 сентября родился. Так что можем не спешить с интервью.
- Если записано в паспорте, что 3-го – все, закон. Никому мы с вами ничего не докажем. А как такое могло произойти?
- Мамочка моя, которая жива и здорова, дай бог ей здоровья, говорит: «Ты родился 8-го, в воскресенье в день танкиста. А тройка, я думаю, появилась оттого, что на восьмерку чернил не хватило. Это я так шучу. Честное слово, я родился 8-го. Мам помнит все даты. Она в полной памяти, хотя ей много лет. Так что мы можем говорить всю неделю про мой юбилей.
- А сейчас вы где? Очень заняты?
- Мы с дочкой встретились. Не виделись год. У меня есть старшая дочка Наташа. Сейчас я сижу с ней, а скоро придет моя младшая Александра. С ней вы уже знакомы. Не младшая, а вторая. Вот она сейчас придет, и мы вам перезвоними договорим..
Вот такое получилось интервью-не интервью. Да и парадного портрета про Юрия Кузнецова не напишешь. Не тот он человек. Но чиновники перед ним в долгу. Зрители и поклонники этого уникального артиста постоянно сетуют на то, что он до сих пор не народный, хотя это звание давно получили те, кто гораздо меньше сделал для искусства. И они правы. А Юрий Кузнецов считает, что проку в звании нет, это раньше с ним были связаны кое-какие льготы. А люди любят его и без регалий.
Юрий Кузнецов родился в Абакане. Его отец служил в милиции, а сын с детства занимался в театральном кружке, учился на актера во Владивостоке, а потом работал в Хабаровском театре, знаменитой Омской драме, где его и заметил Виктор Аристов, работавший с Алексеем Германом, и позвал на пробы картины «Мой друг Иван Лапшин». Так, благодаря кино, Юрий Кузнецов перебрался в Ленинграде. В кино пришел уже взрослым человеком, ему было 35. Снимался в «Торпедоносцах» Семена Арановича, «Холодном лете пятьдесят третьего» Александра Прошкина, «Брате» Алексея Балабанова, «Подмосковных вечерах» Валерия Тодоровского, «Особенностях национальной охоты в зимний период» Александра Рогожкина, «Острове» и «Царе» Павла Лунгина, в последнем в роли Малюты Скуратова. А перемежалась «серьезная» работа сериалами: «Ментами», где сыграл полковника милиции по прозвищу Мухомор, которого знает вся страна и иногда допекает своей любовью. Потом были «Улицы разбитых фонарей», «Преступление и наказание» Дмитрия Светозарова, где довелось сыграть Мармеладова. Итого больше 170 ролей в кино. Дочь Александра тоже снималась с отцом, прежде чем стала его помощницей и агентом.
.Не так давно Юрий Кузнецов сыграл в картине «Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой дедушку Павлика Морозове в юбке. И так его было жалко. Режиссер, будучи еще и актрисой, сыграла в своем дебютном фильме роль бывшей пионерки позднего призыва. Ее героиня мечтает повторить подвиг Павлика Морозова, но не может. Она решительно идет в милицию, чтобы донести на отца и деда, которые гонят самогон. Дедушку роскошно сыграл Юрий Кузнецов. Ну, да, гонит он самогон, и это карается законом. Таких людей много было. Но обычно Кузнецов по оказывается по другую сторону баррикад. Скольких следователей и милицейских чинов он переиграл. Материал-то знакомый, все-таки отец всю жизнь в милиции служил. А сын пошел по его стопам, пусть и на экране. Зато настоящие милиционеры Кузнецова признают. Он стал для них своим.