Самая активная часть пострадавшей публики потребовала от дирекции фестиваля экстренных действий. Быстро подоспела ремонтная бригада с дрелями, укрепила в переполненном зале сиденья. Стоило восстановить один ряд, как заваливался другой. А во время показа зрителям пришлось покидать кинозал или же садиться на ступеньки. Бедный Ким Ки Дук! Он все это наблюдал. Любой режиссер на премьерном показе и без того страшно волнуется, а тут такое. На крупнейшем южнокорейском кинофестивале в Бусане, представители которого присутствовали на злополучном показе, подобного в принципе не могло бы произойти. Там современный фестивальный дворец выстроили за год, пока Венеция не может решить эту проблему на протяжении многих лет. В общем, в новый зал страшно лишний раз зайти. Вдруг и крышу не прикрутили, и она обрушится. И все это в условиях повышенных мер безопасности после событий в Ницце. Полиция и карабинеры в бронежилетах, а получается так, что не террористы, а собственные нерадивые строители и те, кто принимал новый кинозал, запросто могли угробить зрителей. Если бы завал кресел случился во время сеанса, началась бы паника.
«Сеть» Ким Ки Дука рассказывает историю, приключившуюся с северокорейским рыбаком. Его старенькая лодка пришла в негодность, и унесло ее к южнокорейским берегам. Оказавшись в свободной стране, рыбак подвергся страшному прессингу, его только что не пытали. А когда он вернется на родину, где остались жена с дочкой, его встретят с букетами, сфотографируют для газет, чтобы потом, как в Сеуле, замучить допросами и уничтожить. Ким Ки Дук снял фильм на больную для любого корейца тему, но сделал все в лоб. На севере страны плохо, но и на юге счастья нет. Некуда корейцу податься.
«Прибытие» канадского режиссера Дени Вильнева рассказывает о пришествии инопланетян на Землю. Едва ли не первыми его зафиксировали русские в Сибири и мобилизовали войска к зоне приземления. На Американском континенте армейские чины быстро находят лингвиста Луизу, способную вступить с ними в контакт и разузнать, с какими намерениями чужаки явились на Землю. Героине Эми Адамс, рожденной, кстати, в Венеции, терять нечего. Ее юная дочь умерла от неизлечимой болезни, а ничего другого у нее в жизни нет. Луиза смело идет на контакт с гигантскими существами, напоминающими то ли осьминогов, то ли пауков в духе Лиз Буржуа, парящих в молочном тумане. А прилетели эти чудища в гигантском яйце, нависшем теперь над нашей планетой. У Дени Вильнева был когда-то фильм «Эмпирические исследования о влиянии звука на дальнозоркость». Вот и теперь его героиня вслушивается в клокочущую речь инопланетян, напоминающую крик орков. Только воспоминания прошлого, связанные с взрослением дочери, дадут ключ к разгадке пришествия. В отличие от раздумий Вима Вендерса в конкурсной ленте «Прекрасные дни в Аранхуэсе» польза в воспоминаниях все-таки есть, и они не так иллюзорны, как представляется немецкому классику.
Вим Вендерс неутомимо осваивает 3D-формат и все дальше и дальше уходит в эксперименты. Теперь он снял откровенный диалог мужчины и женщины. В памяти всплывает пьеса «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло. Но Вендерс экранизировал не ее, а сочинение своего австралийского друга Петера Хандке. Когда-то его пьесу ставил Люк Бонди в венском Бургтеатре. Немолодая пара (имен мы не узнаем) разговаривает о своем сексуальном и семейном опыте, вспоминает детские годы. Все происходит в цветущем саду. За парой наблюдает автор, сидящий за пишущей машинкой. Не поймешь, то ли герои движут писателем, то ли он моделирует их бытие. В роли женщины снялась жена драматурга Петера Хандке, а сам он появится в роли садовника. Говорят все по-французски. На экране — итальянские субтитры, про английский перевод на пресс-показе забыли. Вендерс использует несколько музыкальных композиций австралийского рок-музыканта Ника Кейва, который и сам появится на экране. Ему посвящен и фильм «Еще раз с чувством» Эндрю Доменика, основанный на новом альбоме легендарного музыканта. Он тоже включен в программу Венеции.
В память о недавно ушедшем из жизни иранском режиссере Аббасе Киаростами устроили специальный сеанс, на который приехал его сын, тоже режиссер, очень похожий на отца. Старший Киаростами тяжело болел, но причиной смерти стала не онкология, а ошибка иранских врачей, заразивших его во время операции какой-то инфекцией. Потом его отправили в парижскую клинику, но время было упущено. 76-летнего Киаростами не спасли. А теперь показали его 17-минутный черно-белый фильм «Забери меня домой», где мячик катится по лестницам старых кварталов восточного города, его догоняет мальчик и возвращает в дом. В документальном фильме «76 минут и 15 секунд с Киаростами» иранский классик гоняет гусей, как простой смертный, кормит их кабачком и все фиксирует на фотокамеру. Он бродит вдоль старых железнодорожных вагонов, и появляются роскошные фотографии. Выставки Киаростами проходили по всему миру. Многие воспринимали его как европейца, а он читал и думал на фарси и жил не в Париже, а на родине, выезжая на съемки в Европу. Мы видим, как в Тоскане Аббас выбирает натуру, бегает среди оливковых деревьев, чтобы снять фильм «Копия верна» с Жюльет Бинош. На экране появится опальный иранский режиссер Джафар Панахи, умудряющийся снимать кино, имея 20-летний запрет на это со стороны иранских властей. В руках у него кинокамера, и он с Киаростами работает под проливным дождем.
В основном конкурсе участвует картина «Свет между океанов» Дарека Сиенфрэанса с Майклом Фасбендером и Алисией Викандер в главных ролях. История, достойная пошлого сериала, благодаря таланту актеров обретает шекспировский накал. Приличный человек становится злодеем, способен сровнять с землей могилы своих мертворожденных детей, присвоить чужого ребенка, а потом самого себя упечь в тюрьму. Потому что совесть никуда не пропала. Спустя годы все, что останется этому страдальцу, — это одиночество и воспоминания. Фасбендер, конечно, грандиозный артист, и в Венеции его встретили как бога.