— Где бы ни появлялся Валерий Приемыхов, он притягивал к себе всеобщее внимание. В чем был его секрет?
— Все дело было в харизме, в его бесконечном личностном обаянии. Он мог пить, курить, быть несдержанным в разговорах. Но была в нем внутренняя порядочность и чистота. Валера очень искренне относился к людям.
— Когда почувствовали взаимное притяжение?
— У наших отношений достаточно длинная история. Мы познакомились, когда я еще училась на киноведческом факультете Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. На «Ленфильме» снималась картина «Кедровая шишка» Динары Асановой. Моя подруга и однокурсница проходила там практику. Я заходила к ней в гости на «Ленфильм» и вскоре познакомилась со всей съемочной группой, в том числе и с Валерой Приемыховым. Я тогда была замужем. Мой муж был студентом, учился на отделении музыкальной комедии. В то время я верила в свой брак, верила, что у нас будет все хорошо.
Прошло время, и мы снова встретились с Валерой. Он успел и жениться на актрисе Оле Машной, и развестись с ней. Я, в свою очередь, родила сына Федю. Когда вышла из декретного отпуска в 1987 году, попала работать на картину «Штаны». Это была дебютная режиссерская работа Валеры Приемыхова.
— Это была судьба?
— Как ни крутилась веревочка, а все равно привела нас друг к другу. Мы потом находили даже определенные знаки. Валера рассказывал, что его первую любовь звали Люба Веселова, я была Люба Шутова. События в его жизни как бы закольцевались… Когда поехали в экспедицию в Одессу, между нами вспыхнул роман. Что женщине больше всего нравится в мужчине? Когда он влюблен и смотрит на тебя как на богиню. Это самый верный способ обольстить женщину. И у Валеры это прекрасно получалось. Когда на тебя направлены глаза, весь разговор, вся энергетика, от этого просто сносит крышу.
— Вы решили пожениться. Сложно было все в жизни резко поменять или была такая любовь, что ничего уже было не страшно?
— Конечно, было страшно. У меня был муж и маленький ребенок. Феде было только полтора года. Валера имел репутацию плейбоя в киношном мире. Говорили, что с женским полом он особенно не церемонится. Я думала: вот сейчас поматросит и бросит. Что я буду делать? Ему тоже было страшно, потому что не просто взять женщину с ребенком из семьи. А вдруг потом отношения не сложатся? Несколько лет мы катались друг к другу из Москвы в Ленинград и обратно на «Красной стреле». У меня в семье начались проблемы, и Валера хотел уже какой-то определенности. Несколько раз мы пытались порвать отношения, но возвращались друг к другу. И, наконец, решили, что должны быть вместе.
— Как Валерий относился к Феде?
— Прекрасно относился. Хотя я не могу сказать, что Валера был семейным человеком. Он очень много работал, у него постоянно были поездки. К тому же писательская работа требовала уединения. С Федей он не занимался нравоучениями, не делал ему замечания. Он общался с ним на равных, по-дружески. Сын даже называл его по имени — Валерой. Федор до сих пор вспоминает его с большой теплотой. Валера, можно сказать, выбрал Феде профессию. Сын с трех лет начал рисовать, делал это очень увлеченно. Это были 90-е годы, я думала: ну какая это профессия — художник? Надо идти в финансы, изучать иностранные языки. Валера говорил: «Не надо. Я вижу у него талант, он будет художником». И он первый купил сыну краски, мольберт. Федор закончил ВГИК, стал художником. То, что я не сломала ребенку судьбу, — спасибо Валере.
— Но сам Валерий в свое время не избежал противостояния с отцом?
— Валера и Михаил Иванович насколько разные, настолько и похожие. Валера — этакий симбиоз папы и мамы. Отец у него был горячий, темпераментный, страстный, властный. Невысокий, но очень брутальный, такой мужик-мужик. Он был очень похож на французского актера Жана Габена. И внешностью, и манерами. А мама у Валеры была тонкая, хрупкая, трепетная, с мягким голосом, очень интеллигентная и смешливая. У нее был достаточно легкий нрав. Когда-то она работала в детском саду, но потом по настоянию мужа оставила работу. В Валере совместились черты характера матери и отца. В нем была ранимость и хрупкость, но в то же время и сила. В разных ситуациях он проявлялся по-разному.
— Валерий вспоминал, что отец был мудрым человеком и научил его самому главному: уметь быть одиноким, а значит, сильным и рассчитывать только на себя.
— В раннем возрасте Валеры их семья жила на заимке в тайге. Он рассказывал, что мама однажды заболела, ее положили в больницу, и отец, уходя на работу, клал ему, 6-летнему, под подушку ружье на случай, если к дому придет медведь. С раннего возраста он растил из Валеры мужика.
— Отец не хотел, чтобы Валерий был актером и занимался режиссурой?
— Для него это была какая-то блажь. Он хотел, чтобы сын занимался серьезным делом. Но с годами все поменялось. Отец к Валере очень трепетно относился.
Мы к ним приезжали в Благовещенск три раза. Михаил Иванович приглашал гостей, чтобы все на сына посмотрели. И сам не мог налюбоваться на Валеру. Помню, когда мы уезжали от них в последний раз, собрались на обед, нам нужно было спешить в аэропорт, а отца Валеры все нет и нет. Мы начали волноваться. А он пришел часа через полтора, признался, что стоял на пороге и не мог войти в дом, настолько тяжело ему было расставаться с Валерой.
— Как приняли вас его родители?
— Им обоим было уже под 70 лет. Михаил Иванович сказал: «Вот и невестка, счастье-то какое!» Нина Ивановна присматривалась, задавала вопросы, пыталась понять, насколько у нас все серьезно. Потом, помню, переписывала мне кулинарные рецепты, рассказывала, какую Валера любит жареную картошку и какие пирожки.
— Валерий ведь и сам хорошо готовил?
— Да, потому что много времени жил один. В студенческие годы, учась во ВГИКе, он работал кочегаром, дворником в библиотеке имени Ушинского. Но сам Валера не считал, что это были какие-то большие испытания. Наоборот, он очень любил вспоминать это время. Валера считался на курсе самым богатым студентом. Кроме стипендии он получал дворницкую зарплату. И он лучше всех одевался по тем временам. У него был модный костюм. К тому же он мог девушку пригласить не в общагу, а к себе, в отдельную дворницкую. Пожив в общежитии, он понял, что может просто не окончить институт, потому что там была молодежь, непрерывное веселье и гульба. А у него же был сценарный факультет, ему надо было писать.
— К тому времени у Валерия за плечами уже был первый брак?
— Это был студенческий брак, его жена, Элла, была на год его старше. Но, по сути, оба они были еще детьми. Валера так и говорил: «Это был детский брак». Они познакомились, как только Валера поступил на театральный факультет Дальневосточного педагогического института искусств. Закончился этот брак довольно странно. Валера просто ушел за хлебом и больше не вернулся. С тех пор они не общались.
— На матери своей дочери Нины Валерий Приемыхов так и не рискнул жениться?
— Мама Нины — Лариса Марченко. Она работала на «Ленфильме». Лариса — бывшая танцовщица ансамбля «Березка». Валера говорил, что она была очень хорошенькая в молодости. Они познакомились, когда Валера снимался на «Ленфильме» у Динары Асановой. Случился роман. Жениться Валера не хотел, может быть, не чувствовал, что ему это необходимо, а дочка родилась. Нину он записал на себя, удочерил. Всю жизнь ей помогал. Очень гордился потом, что дочь знает три языка. И Нина его очень любила. Он часто говорил: «Слава Богу, что у меня хоть Нина родилась». Больше детей Бог ему не дал. У нас с ним так и не появился совместный ребенок, что, конечно, очень грустно. Мы хотели малыша, но потом решили, что уже поздно…
— Валерий вас ревновал?
— Ревновал, особенно в первые годы брака. По этому поводу у нас были и сцены, и скандалы. Но с возрастом и страсти поулеглись, и красота стала уже не та.
—Какую из своих ролей Валерий считал наиболее значимой?
— Как ни странно, он не считал себя актером. Говорил, что это одна из случайных его профессий. У него долго был зажим, ему не удавалось раскрепоститься на сцене. В кино проявилась его фактура, его личность. В кино зритель видит героя как бы изнутри, очень близко, видит его глаза… А на сцене больше разыгрывается представление.
Когда Динара Асанова пригласила Валерия на роль в фильме «Жена ушла», он отказывался, говорил, что это не его стезя. Эту роль должен был играть Владимир Высоцкий. Но Асановой его снимать не разрешили. Тогда она пригласила Валеру. И вдруг совершенно неожиданно у него пошла актерская профессия, его «полюбил» экран.
— Потом были фильм «Никудышная» и знаменитые «Пацаны», после которых о Валерии Приемыхове заговорила вся страна.
— Да, но натура у Валерия была совершенно не актерская. Он никогда не занимался самолюбованием. Был очень застенчивым, скромным, не выпячивался, не любил быть в центре компании.
— Снимаясь в картинах у других режиссеров, Валерий Приемыхов еще и правки вносил в сценарий?
— Так было с фильмом «Холодное лето пятьдесят третьего…». Его герой, которого на поселении именовали Лузгой, то есть «шелухой», должен был быть ученым или археологом. А Валерий предложил сделать его капитаном полковой разведки. С его подачи у Лузги стала другая судьба, другой характер. В плену он пробыл всего сутки, потом бежал и получил 10 лет строгого режима и 5 лет поселений.
Катя Васильева, посмотрев фильм, сказала: «Валера, так смешно было смотреть, как ты, такой серьезный, бегаешь с автоматом… Ты интеллигентный человек, которого я видела исключительно в очках, за пишущей машинкой». В Валере была такая двойственность, он был интеллигентным человеком и писателем, но в то же время и мужиком. Ему очень нравилась военная служба. Он служил в армии в Средней Азии, в мотострелковой части, и в отличие от многих вспоминал это время с огромным удовольствием.
Валера уважал военных и дружил с ними. Помню, будучи в Благовещенске, он встречался с пограничниками. Они ему были понятны и близки.
— Но были картины, об участии в которых Валерий жалел. Например, фильм «Простая смерть», который был снят Александром Кайдановским по мотивам повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». Сам Приемыхов называл картину антихристианской и нехорошей…
— Эта работа была интересной, но очень тяжелой в психологическом плане: Кайдановский из него душу вынимал. Надо было играть нутром, что не могло не сказаться на Валере. Хотя он и попросил благословение у батюшки на эту роль. Валера не любил вспоминать эту работу. Она была тяжелой, после съемок в этом фильме он заболел. У него обострилась язва желудка, пришлось лечь на операцию.
— Как Валерий нашел своего духовного наставника — протоиерея Владимира Волгина?
— Батюшка Владимир был духовником у Екатерины Васильевой. А Валера с Катей дружил еще со времен, когда они снимались у Динары Асановой. Первой воцерковилась Катя. Ее опекал отец Владимир, потом к нему стал ходить Валера. Его встреча с батюшкой состоялась в 1990 году, когда отец Владимир был настоятелем храма в деревне Бегоще Рыльского района Курской области. От рождения Валера не был крещен, потому что папа у него был убежденным коммунистом, партийным работником. Валера крестился в 33 года. К вере ему помог прийти отец Владимир. Валера очень любил с ним беседовать на духовные темы. Батюшка был ему и другом, и наставником.
— Вы не были против, чтобы в фильме Валерия Приемыхова «Кто, если не мы» о судьбе малолетних преступников снялась его бывшая жена Ольга Машная?
— Перед съемками Валера у меня спросил: «Ты не будешь возражать, если я Олю Машную приглашу в картину?» Я была не против, никакой ревности не было, я понимала, что у каждого есть свое прошлое.
— Над чем Валерий работал в последние годы?
— Писал сценарий «Владимир Святой» о князе Владимире Красное Солнышко, про крещение Руси. Очень много времени проводил в библиотеке. Ему важна была историческая достоверность. Эту работу он так и не закончил.
— Как стало известно, что Валерий серьезно болен?
— Он снимал фильм «Кто, если не мы». Это была тяжелая работа, Валерий постоянно был в экспедициях, работал на износ, порой по 12 часов в день. Появившиеся головные боли списывал на усталость и переутомление. Говорил: вот закончу работу над фильмом, пойду в больницу, проверюсь. Картина была сдана, он получил за нее «Нику», многочисленные премии. Все лето он был в разъездах. Когда приезжал домой, я видела, что он таблетки уже пьет горстями. Когда друзья-медики взяли его под руки и отвели на компьютерную томографию, стало понятно, что Валерий серьезно болен, у него рак мозга и время уже упущено. Врачи ему на год продлили жизнь. Но спасти его были уже не в силах.
Когда Валеры не стало, я вообще не представляла, как буду жить. Я не работала при нем. Валера этого не хотел. Осталась с сыном-подростком на руках. Феде было 12 лет. Помогли Валерины друзья, устроили на работу. Сейчас я работаю на «Мосфильме», у нас маленькая кинокомпания, мы много снимаем. Все как при Валере, нет только его самого.
Я благодарна судьбе, что он был в моей жизни. Я была обыкновенной девчонкой. Валера совершено изменил мою жизнь. Это был человек глубочайшего ума и эрудиции. И сейчас Валера мне часто снится, продолжает опекать меня.