Что такое творческий союз? Он должен объединять людей, быть цеховой опорой, генератором идей, защитником артистов. Сегодня — это унылый депрессняк, неизвестно зачем вообще нужный. Понятно, что при перечислении кандидатур на председательское кресло, самым первым называется имя Эдгарда Запашного. Потому что он не в кресле сидеть будет, надувая щеки, а сразу начнется позитивный процесс, как он идет везде, до чего Запашный дотрагивается.
— Эдгард, вы выставите свою кандидатуру?
— Это зависит от того, когда соберется коллегия цирковых деятелей. Потому что именно там голосуют за тех или иных кандидатов. Я точно знаю, что сейчас не в интересах команды Кио проводить коллегию как можно скорее; они занимаются обработкой электората (а это, в основном, пожилые люди), чтобы те проголосовали за их кандидата. Моя позиция проста: если буду чувствовать, что меня поддерживают, то выставлю свою кандидатуру.
— А если нет?
— Тогда буду инициатором выдвижения сразу нескольких фигур из числа самых видных деятелей цирка — это и Максим Никулин, Юрий Куклачев, Анатолий Марчевский, Таисия Корнилова, — все они действующие (что важно!) профессионалы, находящиеся на острие атаки...
— А не на пенсии...
— Вот именно. Они каждый день приходят в цирк, владеют информацией; это люди с серьезными именами, серьезной публичностью, входящие в кабинеты очень высокого уровня. Их точно будут принимать чиновники, — что очень важно для принятия решений.
— Самое главное, чтобы, наконец, случился ребрендинг этого органа, чтобы Союз не напоминал кладбище домашних животных...
— Я убежден, что Союз цирковых деятелей должен все свои силы бросить на консолидацию циркового сообщества, чтобы в правление входили представители всех действующих цирковых структур, включая, — а этого никогда не было! — владельцев частных шапито, которых достаточно много в России, но такой сегмент есть, и его интересы надо учитывать. Хотя какие-то шапито работают лучше, какие-то хуже. Это первое. Второе, Союз всегда должен отстаивать интересы Его Величества Артиста (ну и персонала цирка в широком понимании). А то, извините, когда в Росгосцирке шли массовые увольнения артистов, председатель Союза вдруг принимал сторону руководства Цирковой компании, что неприемлемо. Если увольнения массовые — это же, наверное, проблема не артистов, а руководства. Где логика?
— Ну и не надо забывать про пропаганду циркового искусства...
— Конечно, и в этом ключе работа Союза цирковых деятелей не видна никак. Вот здесь опять очень важно быть в контакте с высшей властью страны, что демонстрирует нам Союз кинематографистов, Союз театральных деятелей, но никак не Цирковой союз, который даже с министром культуры ни разу не встречался, не говоря уже о президенте. Это всё в корне неправильно, это не идет на пользу всей индустрии; и как сказал Владимир Мединский, что в случае серьезного идейного обновления Союза, он готов сотрудничать с ним в тесном режиме, помогать продвигать большие проекты, выбивать серьезные средства и так далее.
— Проекты — важнейшая вещь.
— Союз — общественная творческая организация, с ударением на слово «творчество», которым Союз не занимался многие-многие годы, проводя какие-то маленькие незаметные фестивали в непонятной форме. И все это было даже не в тени, а в темноте. В итоге, артисты разочаровались в Союзе, перестали к нему обращаться, видят, что это абсолютно ненужная организация, которая зря занимает государственное здание.
— Так когда по срокам должна пройти коллегия?
— В том-то и дело, что они специально затягивают ситуацию, желая провести её в октябре, и не факт, что они ее не перенесут и потом. Я считаю, что коллегию надо готовить сразу после выборов гендиректора компании Росгосцирк (а выборы назначены на 24 августа). Переносить что-либо уже не имеет смысла. Дело не ждет.