МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Открылась выставка фильма «София»

Евгений Цыганов стал Иваном III

За несколько месяцев до премьеры фильма «София» режиссера Алексея Андрианова в выставочном центре «Рабочий и колхозница» открылась экспозиция, рассказывающая о том, как рождалась эта картина. Она рассказывает о византийской принцессе Cофии Палеолог, волею судеб оказавшейся на русской земле, ставшей женой Ивана III, а потом и бабушкой Ивана Грозного.

Фото: Наталия Акимова

Выставка одного фильма: «София» погружает посетителей в атмосферу Москвы Белокаменной XV века. Съемки проходили в Астрахани, Пскове, Москве, на Соборной площади Московского Кремля и музее-заповеднике «Коломенское». Полутемный зал экспозиции поделен на несколько секций. На стенах размещена информация о фильме, приведены фрагменты интервью его создателей. В первой секции гости увидят костяной трон Ивана III, массивный стол со свитками и костюмы. Дальше — тяжелая, громоздкая мебель, вещи, приближающие зрителя к давно ушедшей эпохе: канделябр со свечами, старинные монеты, шкатулки с узорными крышками, книги с пожелтевшими страницами. В следующей комнате воспроизведены покои Софии Палеолог. Тут и лавка с подушками, ларец, пучки травы, гребни, зеркала, четки.

Мы разговариваем с куратором выставки Дарьей Парфененко.

— В чем идея представленного здесь фильма?

— Это драматическая история двух людей, которые волею судеб оказались вместе: принцессы Софии, полюбившей свою новую родину, и Ивана III. В нашей истории есть очень популярные правители, имена которых известны всем, — это Иван Грозный, Петр I. А есть такие, чья жизнь словно бы прошла мимо нас. Даже в школьной программе им не уделялось должного внимания. Эта картина как раз о таком человеке — Иване III, освободившем Россию от двухсотлетнего татаро-монгольского ига, и о Софии — наследнице византийского трона, пусть и разрушенного турками. Из Рима она отправилась в дикую Московию, на «задворки» Европы. Хотя, как нам известно, это был центр другой цивилизации. Она привнесла немало важных изменений в русскую жизнь. Весома ее роль в свержении монгольского ига. Возможно, без нее Иоанн не решился бы на такой шаг. Платили дань двести лет — почему бы и дальше не платить? София привезла в Москву списки Александрийской библиотеки. Библиотека Ивана Грозного — это библиотека его бабушки. Благодаря этим книгам и свиткам он стал одним из самых образованных правителей. Вслед за ней приехали итальянские мастера, и мы имеем Успенский собор — жемчужину Московского Кремля, строение невероятной красоты. Все эти изменения стали возможны благодаря появлению в Москве Софии.

— Это большая картина? Кто сыграл главные роли?

— Сериал. Такую историю сложно рассказать кратко. События охватывают более десятилетия, и за это время происходит огромное количество событий. Главную героиню сыграла Мария Андреева, а Ивана III — Евгений Цыганов.

— Представленные у вас экспонаты были задействованы в процессе съемок?

— Да, это реквизит. Изготовлены потрясающие копии раритетов из наших музейных собраний, в частности, Эрмитажа. Костяной трон, который мы называем троном Ивана III, на самом деле относится к династии Палеологов. Свитки, книги, летописный свод — все это максимально точные копии исторических оригиналов. Что-то создавалось в соответствии с письменными источниками далекого прошлого.

— Чем фильм может быть интересен современному зрителю?

— Он рассказывает о важных исторических событиях. Откуда, предположим, появился двуглавый орел? Это герб династии Палеологов. Мы в некотором смысле получили его в приданое от Софии. Наша картина о важнейших исторических событиях рассказывает современным языком, охватывает судьбы огромного количества людей. Они, как и мы, любили, ненавидели, страдали, радовались. Глядя на экран, понимаешь, что они очень похожи на нас. Прошло столько столетий, а при этом в каких-то важнейших вещах ничего не изменилось. Мы так же боремся и стремимся быть счастливыми.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах