Атмосфера к литературе располагающая. Небольшая деревянная сцена, на которой умещается кресло с пледом, столик с резными дверцами, полка с книгами. Невысокий холм с трех сторон огибают ели, прикрывая от дороги.
Алиса начинает со своего любимого стихотворения «Все об одном» Али Кудряшевой из Петербурга. Затем Гребенщикова переходит к другому, не менее любимому поэту – Белле Ахмадулиной. Для нее творчество советской и российской поэтессы началось со стихотворения «Декабрь». Правда, стихи про зиму и снег при солнечных слепящих лучах, звучат странно и необычно. Потом прозвучат «Маленькие самолеты» и «Невеста». От Ахмадулиной Алиса Гребенщикова переходит к Анне Ахматовой, делится со зрителями своими воспоминаниями о том, как с Ахматовой для нее началась поэзия. Тогда казалось, что стихотворение «Сжала руки под темной вуалью» написано, как будто бы про нее: « Мне действительно казалось, что у меня есть вуаль, и я под ней сжимаю руки, за кем-то бегу по узкой ленинградской лестнице, хотя ни за кем я в двенадцать лет не бегала. Но почему-то чувствовала, что это мое».
Несмотря на то, что в программе были заявлены такие поэты, как Анна Ахматова, Белла Ахмадулина, Вероника Тушнова и Юлия Друнина, Гребенщикова читает и других поэтов двадцатого века. Так наступает черед Роберта Рождественского, который ей нравится за точность слов и красивые метафоры. С него Алиса плавно и незаметно переходит на Веронику Тушнову, затем - на Юлию Друнину. И все стихи – грустные, тихие – о любви.
В течение вечера Гребенщикова не раз обращается к маленьким зрителям. А затем неожиданно переходит на стихотворения, посвященные детству и детям. Звучат печальные стихи молодого современного поэта Даны Сидерос, советской поэтессы Веры Инбер и снова Рождественский, которого Гребенщикова не хочет отпускать и постоянно к нему обращается. До конца вечера остается десять минут, и Гребенщикова решает потратить их на современных поэтов. Среди них выделяет Веру Полозкову: в Москве было три постановки по ее стихам, и Гребенщикова играла во всех трех. Когда время перевалило за отведенный час, актриса читает Римму Казакову, снова Ахмадулину, Михаила Чевега. На нем и заканчивает программу, после чего приглашает зрителей к столу под яблонями на чай.
После литературного вечера Алиса Гребенщикова ответила на несколько вопросов «МК».
- Почему литературный вечер носит такое загадочное название «Амальгама»? Что под этим подразумевается?
- Говорят, что любовь – это химия. А стихи - они про любовь. Для меня стихи – огромная часть моей жизни. Но сформулировать свое отношение к ним мне очень сложно. У меня не получается описать словами свое отношение к стихам. Все, что я не могу объяснить, даже называю это не химией, а алхимией. Как я не могу объяснить химические реакции, потому что я плохо разбираюсь в науке, так не могу объяснить и свою любовь к стихам. Не хочу разделять на кристаллы свои чувства. Это первое. А во-вторых, амальгама – это часть зеркала, а стихи – отражение нас. Так что у названия программы - двойной смысл.
- Любовь – светлое чувство, а у вас прозвучало много грустных стихотворений.
- Любовь многогранна. Она причиняет много боли. Причем, это не обязательно любовь мужчины к женщине и женщины к мужчине, матери к ребенку. Например, большой русский поэт Ольга Берггольц натерпелась от страны и очень много испытаний выпало на ее долю. Государство и власть ее испытывали. После ареста, ложных обвинений, после того, как она была в заключении, написала стихотворение «Родина». Родина причинила ей боль, ломала ей жизнь, но Берггольц не перестала ее любить. Чувство не ушло. Страна изничтожала, а любовь все равно осталась.
- Вы не раз участвовали в литературных вечерах. Чем лично вам интересны подобные проекты?
- Ко мне сегодня подошла девушка и сказала: «Я впервые заинтересовалась поэзией». Она - взрослая, может быть, моя ровесница. И никогда не любила стихи. А после этого вечера ей захотелось пойти и почитать. Это самое главное, чтобы людям хотелось читать стихи. Для меня это отчасти просветительская миссия.
- Ваш вечер посвящен тому, какие стихи формируют характер девушек. А насколько у молодежи сейчас востребована поэзия?
- Мне кажется, в последние лет десять, с расцветом блогосферы развилась сетевая поэзия. Стало легко выкладывать свои произведения. Они гораздо быстрее доходят до читателя. Теперь не нужно издавать книги для того, чтобы о тебе узнали. И очень много стихов хлынуло к людям. Самых разных: более талантливых и менее талантливых. В любом случае их просто очень много. И это, конечно, способствует развитию интереса к поэзии.