Начали с самых масштабных шедевров: первым на паркете оказался «Девятый вал» в массивной резной раме, затем еще более крупная «Волна». Каждая картина весит около 100 килограммов, перед отправкой с них снимут рамы и поместят в специальные фургоны с нужными климатическими условиями.
Наматывать на валы картины не будут, пообещали сотрудники музея, также по возможности их будут экспонировать в «родных» рамах. На все время перевозки и экспонирования в Москве картины застрахованы, а в пути фургоны будет сопровождать полицейских кортеж.
Каждую работу подвешивали на специальные тросы, затем снимали с «домашнего» крепления и аккуратно переносили на пол. После снятия «Девятого вала» рабочие попросили сотрудников музея увести журналистов, но не тут-то было. Посмотреть на процесс снятия картин пришли не только корреспонденты, но и многие работники музея.
«Нам же еще вешать сегодня!» - негодовали музейщики, ссылаясь на то, что в один выходной день нужно успеть не только отправить в Москву 33 работы Айвазовского, но и повесить на освободившиеся места картины Карла Брюллова.
Всего в Русском музее - 54 работы художника. «Вам тяжело?» - интересовались журналисты в самый ответственный момент, когда картину нужно было аккуратно положить на пол. «Да нет, вообще ерунда, самое тяжелое тут – море», - пошутили фотографы.
Кроме того, на московскую выставку уезжают четыре картины из собрания Царского Села, 15 работ из Петергофа и 12 - из Военно-Морского музея. Выставка в Москве продлится до 20 ноября.
В декабре работы вернутся в Петербург для местной выставки Айвазовского (2017 – год двухсотлетия со дня рождения художника). В Русском музее отмечают, что петербургская коллекция работ мастера гораздо обширнее московской, и что местная выставка будет как минимум не хуже столичной. Третьяковка же, как сообщил и.о. заместителя директора по научной работе Русского музея Григорий Голдовский, провела переговоры о предоставлении для выставки работ из Феодосийской галереи художника. Неоднозначный и неопределенный по срокам проект реконструкции русского музея с переездом картин не совпадет – Айвазовский в любом случае вернется в Петербург до начала любых работ.