«Закон Магнитского» сделан в копродукции Норвегии, Финляндии, Дании и Германии нашим бывшим соотечественником Андреем Некрасовым и расследует дело убитого Сергея Магнитского. Оказалось, что Михалков изначально и должен был представлять этот фильм, поскольку он политически важный. Из-за болезни его сначала заменили другим оратором. Но в итоге все опять поменялось, и на показ Михалков все же приехал. Это было его первое появление на фестивале. В первый же день объявили, что он проходит плановое лечение, а потом поступала противоречивая информация о том, что же с ним произошло. От мягкой версии о воспалении легких диагноз менялся в сторону обширного инфаркта, проблем с поджелудочной железой. Сердобольные кинематографисты подходили к соратнику Михалкова Леониду Верещагину и выказывали удивление, почему Никиту Сергеевича до сих пор не отправили на частном самолете за границу, раз все так плохо. А потом родилась криминальная версия: Михалков-де скрывается в больнице от допросов. Как раз в это время начались обыски в РАО, с которым он крепко связан.
Слухи о себе Никита Сергеевич развенчивать не стал. Он сразу заявил, что не намерен обсуждать художественное достоинство картины, просто решил поддержать известного «антисоветчика», который собирался снимать фильм-разоблачение, а в итоге вскрыл совсем другую правду. «Создание такого фильма — поступок. А я уважаю настоящие мужские поступки, поэтому специально приехал сегодня из больницы сюда, чтобы представить эту работу». В общем, Михалков выступил против мирового заговора.
Второй фильм с «русским следом» — «Наша Наташа» уругвайского режиссера Мартина Састре об актрисе и певице Наталии Орейро. Представлять картину приехала сама героиня. В зал она вошла со словами: «Я понимаю чуть-чуть. Хорошо».
Режиссер Мартин Састре, хороший друг Орейро, рассказал, что все получилось случайно. «Наша Наташа» родилась благодаря туру Наталии по 16 российским городам в течение 30 дней. Когда они вернулись в Уругвай, то поняли, что 100 часов отснятого материала нельзя не использовать. Сквозная тема фильма — связь Наталии с Россией и русскими людьми. Собственно, это два путешествия: по городам России с концертами и в Уругвай в дом ее бабушки, где прошло детство героини и где она с восьми лет мечтала стать актрисой. В фильме показаны ее родители, сестра, муж, маленький сын, школьная подруга. Путешествие по России стало открытием нашей страны и для самого режиссера, поскольку его дедушка родом отсюда. «Фильм получился интимным именно потому, что мы друзья», — не раз подчеркивал режиссер.
Наталия Орейро все время повторяла: «Привет! Спасибо большое». Что поделаешь — словарный запас русского весьма скромный. «Это фильм не о моей карьере, — сказала Орейро. — Он личный, в нем участвуют мои самые близкие люди. Мы ставили один вопрос, на который я хотела ответить сама себе: почему женщина из Латинской Америки с другой культурой и языком нашла такое понимание у россиянок? Обо мне еще рано снимать биографический фильм. Впереди — много дорог, есть еще чему учиться. Моим фанатам хорошо известно, сколько трудностей было во время турне и в целом в жизни. Но мы решили с Мартином показать что-то более романтическое и сфокусировались на моих взаимоотношениях с поклонниками, некоторые из которых на протяжении 15 лет со мной. Они помогли мне полюбить Россию. Мои поклонники дарят моему сыну Чебурашек, Машу и Медведя, гитару. И он их очень любит. Мне важно было показать, что сын играет в эти игрушки, и все это вы увидели в нашей картине. Недавно он мне признался, что ему нравятся русские девочки. Будет ли он музыкантом? Сын мечтает стать садовником. Главное, чтобы он рос счастливым и свободным человеком».
В тот же день презентовали первый образовательный портал по истории советского кино под названием «Чапаев», который поддержало Министерство культуры. Исходили из того, что вместе с историей кино необходимо преподавать историю, поскольку прервалась связь времен. Министр культуры Владимир Мединский пояснил: «В 1935 году этот фильм стал победителем самого первого ММКФ. Российское кино вынуждено бороться за зрителя. Его надо выращивать и воспитывать. Мы хотим популяризировать современное кино». Но нынешние молодые зрители не считывают культурных кодов. Идею показа 100 лучших фильмов в школах, по признанию министра, не удалось реализовать. Сам он не может заставить своих детей посмотреть «Илью Муромца», но показал им предварительно фильм об этом фильме. Так что теперь будут насаждать короткие фильмы о больших фильмах.
Креативный продюсер Фонда кино Анна Михалкова, поддержавшая «Чапаева», рассказала «МК», как она кинообразовывает своих детей: «Специально я этого не делаю. Но как книги им рекомендую, которые мне нравятся, так и фильмы. Вместе с ними смотрю то, что люблю. Мои дети, как и все другие, больше любят современное кино. Черно-белое смотрят сложнее. Но привычка к этому привита. Им хочется, чтобы было больше действия».
«КРОВАВЫЕ БИВНИ» НА ЭКРАНЕ
Эпоха документальных фильмов-расследований не канула в Лету, что и подтвердил 38‑й Международный московский кинофестиваль. В его рамках 28 июня была показана лента Сергея Ястржембского «Кровавые бивни», посвященная проблеме истребления слонов во всем мире. «Съемки продолжались три года, — рассказал режиссер. — Съемочная группа из тридцати операторов объехала тридцать стран мира. Мы собрали огромное количество материала, рассказывающего об уничтожении африканских слонов. Масштабы этого бедствия достигли невиданного размаха. В погоне за слоновой костью браконьеры убивают не только слонов, но и людей, пытающихся ценой собственной жизни остановить это безумие». Фильм «Кровавые бивни» уже получил главный приз на кинофестивале в Нью-Йорке. Русскую версию фильма озвучивает заслуженный артист России Сергей Чонишвили. Фильм протяженностью в 86 минут произвел неизгладимое впечатление на защитников природы, охотников, режиссеров-кинодокументалистов не столько своими кровавыми сценами, сколько откровенными диалогами с браконьерами.