— Михаил Ефимович, как вы справляетесь один с такой нагрузкой — ведь речь о сотнях контактов между музеями, галереями, образовательными центрами?
— Увы, непросто. Отсутствие нормальной структуры, которая занималась бы именно политическим продвижением культуры, образования etc., то есть, по сути, отраслевого департамента, конечно, затрудняет работу. Ведь именно сегодня, в период политической конфронтации, частично замороженных экономических связей, сфера культурного, спортивного, образовательного сотрудничества работает наиболее интенсивно.
— Как вопрос культурного сотрудничества решается в других странах?
— В США на международное гуманитарное сотрудничество тратится ежегодно 25 млрд долларов через фонды, плюс 1,5 млрд через Государственный департамент. Если брать европейский опыт, то департамент культуры немецкого МИДа (это около сотни сотрудников, из которых половина дипломаты высоких рангов) имеет бюджет около 900 млн евро в год — на продвижение немецкого языка и много еще чего (и это помимо Гете-института, фонда академических обменов etc.). Дело не в том, что все решают деньги. Но в целом внешнеполитическая культурная деятельность во всем цивилизованном мире (включая Китай и Индию) обеспечивается серьезными ресурсами. Тем более сегодня этот сегмент внешней политики становится особенно важным. Конечно, и у нас есть такие институции, как Россотрудничество, фонд «Русский мир», но мне лучше не называть цифры, на которые они существуют, — на фоне западных сумм это на грани статистической погрешности.
— А проектов видимо-невидимо?
— Конечно. С США, например, культурные связи не ослабли, даже несмотря на процесс по библиотеке Шнеерсона. Интересный факт: в Метрополитен-опера работает 30% русских (на постоянных контрактах или в качестве приглашенных)...
Далее. 9 июня стартует масштабный Год молодежных обменов с Германией. Сейчас готовится выставка «1917», которая откроется в Государственном историческом музее Берлина. За это мы получаем право первой ночи (до того как ее покажут в Германии) показа в нашем Историческом музее в 2018 году выставки, посвященной Веймарской республике. Потом готовится выставка Рильке и Цветаевой... Активность и интенсивность культурных обменов с Германией очень велика. Чего не скажешь о взаимодействии экономическом.
С Грецией нас ждет ряд значительных событий. Большая выставка Эрмитажа в Греции, выставка икон Третьяковской галереи, гастроли Вахтанговского театра, Римас Туминас в греческом театре ставит свой новый спектакль.
Во Франции должен открыться наш Духовный центр (Париж, октябрь). И тогда же пройдет беспрецедентная выставка: коллекция Щукина, взятая из собраний Эрмитажа и ГМИИ им. Пушкина, будет представлена фондом Луи Виттона в их новом музее в Булонском лесу. Кстати, с французами мы объявили Год культурного туризма. В его рамках Эрмитаж проведет выставку, посвященную Петру, а мы ждем замечательную экспозицию, рассказывающую о средневековой Франции (должна пройти в Музеях Кремля).
24 июня в Брюсселе открывается в высшей степени важная выставка, которая называется «Европа 1945–1968» (ее готовили три музея: помимо европейских — из Брюсселя и Карлсруэ — наш ГМИИ им. Пушкина).
Грядут обмены с Китаем; активно развиваются совместные кинопроекты. В Шанхае откроется многофункциональный филиал Русского музея (очень успешная практика, и здесь можно вспомнить филиал в Малаге, в Испании, ставший заметным культурным средоточием). Кстати, в Испании в нескольких университетах будем проводить целый ряд лекций.
— Ранее прозвучала информация, что вы можете посетить с лекциями Киев, — так ли это?
— Я получил пока неформальное приглашение поехать на Украину и прочесть несколько лекций, встретиться с творческой интеллигенцией. Это результат того процесса, который мы начали в Минске; и последний раз, когда мы встречались в апреле в связи с годовщиной Чернобыля, как раз говорили о том, что хорошо бы отметить 145-летие Леси Украинки. И в связи с этим наши украинские партнеры (Фонд культуры под председательством Бориса Олейника) приглашают меня на переговоры и заодно и лекции прочесть. Надо сказать, что я получил за эту минскую инициативу кучу зубодробительных статей с украинской стороны (мол, охмуряю украинскую интеллигенцию). Сейчас должен взвесить, насколько эффективен будет этот мой визит, но велика вероятность, что он все-таки состоится.
Мне предложили прочесть лекции в Музее им. Шевченко, в Театральном институте. 22 июня будет круглая памятная дата начала войны, и меня просили прочесть лекцию о военной литературе. Это может вызвать повышенный интерес. Скажем, Виктор Платонович Некрасов был, кстати, киевским жителем. А украинский писатель Александр Корнейчук написал знаменитую пьесу «Фронт» — резкое драматургическое явление по тем временам. Думаю, что, скорее всего, поеду.
— А что останавливает?
— Только одно обстоятельство вызывает много сомнений. С одной стороны, меня приглашают лекцию читать, а с другой — моих коллег, представляющих российскую журналистику, объявляют персонами нон-грата. Они мне действительно коллеги — я пишу колонку в газету, выпускаю программу на телевидении, я председатель правления премии ТЭФИ. И тут избирательности быть не может. К тому же в нынешнем мире изолировать себя от информации с российской стороны невозможно...