Дмитрий Медведев появился на Красной площади практически одновременно с грозовой тучей — но ни его планов, ни энтузиазма людей, жаждавших сфотографироваться хотя бы на фоне затылка премьера, это обстоятельство не изменило.
К каждому стенду приходилось пробиваться с боем. Бедному Мурзилке, неоднократно проверенному охраной, так и не удалось выполнить свою приветственную миссию — пожать руку ДАМу. А режиссер Станислав Говорухин и телеведущий Михаил Швыдкой, увидев толпу с палками для селфи, благоразумно отказались от этой идеи.
Тем не менее, не смотря на ажиотаж, Медведеву все-таки удалось ознакомиться с литературными новинками — его помощникам не хватало рук, чтобы унести подаренные издателями экземпляры.
На презентацию трехтомника Владимира Путина, который составители назвали ни много, ни мало - «скрижалями XXI века», глава правительства не попал. Зато заинтересовался перепиской его предшественника — Бориса Ельцина.
Планировалось, что с собой на ярмарку ДАМ принесет любимую книгу, чтобы поставить ее на полку известных людей. Но, как рассказала «МК» пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова, в последний момент в графике произошли изменения, и приготовленная книга — а это, естественно, был Чехов, которого Медведев полностью прочитал еще в возрасте 15 лет, осталась лежать в кабинете.
Своими впечатлениями о посещении ярмарки глава кабмина поделился с представителями книжной индустрии, собравшимися на чаепитие в ГУМе:
- Любопытно все это выглядит. Красная площадь, и вдруг - лежаки, на которых сидят люди и читают книги...
Впрочем, книжная индустрия, по его мнению, обречена уходить в «цифру», и в последние годы этот процесс активизировался — рынок электронных книг вырос втрое, тогда как тиражи обычных изданий снижаются.
Главной причиной Медведев назвал цены — электронная версия стоит 200-300 рублей, а стоимость книги в переплете — от 600 руб и выше. Кроме того, молодежь уже привыкла к гаджетам .
«Но я бы не делал драматических выводов о том, что страна стала меньше читать, - сказал Медведев, - Мы до конца не знаем ситуацию, но сегодня любой школьник получает информацию в большем объеме, чем мое поколение».
Премьер не поддержал идею книгоиздателей учредить в РФ День чтения. Получится, как 8 марта, «когда мы женщин любим, а в остальные дни нам без разницы, что с ними происходит», пояснил он.
Один из участников встречи призвал главу правительства решить, наконец, проблему, существующую аж со времен Пушкина и Гоголя, и наделить писателей отдельным социальным статусом.
- В тарифную сетку их занести? - засомневался Медведев, - Ничего хорошего из этого не будет. Писатель должен сам определять, какую юридическую личину ему надеть — одно дело, если человек пишет в стол, и другое — если у него большие тиражи. Тогда он мог бы и собственную компанию создать.
Книготорговцы пожаловались премьеру на сбор с торговых площадей, введенный столичными властями. Из-за него за последние полтора года в Москве закрылись около 50 книжных магазинов.
Больше всего книги, по их словам, уважают чиновники на северо-западе страны и конкретно в Санкт-Петербурге, где по одному книжному приходится на 30 тыс жителей. Самая плачевная ситуация на Кавказе: например, в Чечне 1 магазин на 175 тыс человек.
«В 19 веке по количеству книжных магазинов можно было судить об уровне просвещения, а сейчас - об отношении власти к чтению и книгам, - сделал вывод Медведев, - Конечно, есть еще такой показатель, как количество точек wi-fi. Но классические магазины не должны превращаться в раритетные зоны, куда почти невозможно добраться».
ДАМ пообещал разобраться с торговым сбором для книжных — по мнению премьера, «это избыточное решение, которое явно ни к чему хорошему не приведет».
Читайте материал «Сын премьер-министра Дмитрия Медведева дал первое в жизни интервью»