— Накануне 70-летия Победы к нам в галерею второй раз приехал наш президент В.В.Путин, чем я и весь коллектив галереи очень гордимся и благодарны, осмотрел выставку «Они сражались за Родину!». А у нас зал боевой славы, где висят портреты людей, которые воевали, независимо от профессии. Это драматург Виктор Розов, прошедший войну, народный артист СССР В.А.Этуш, который чудом выжил, народные артисты СССР С.Ф.Бондарчук и Е.С.Матвеев. Знаменитый композитор Ян Френкель, автор песен «Журавли» и «Русское поле», который тоже прошел всю войну и жену свою встретил там, на фронте. Есть даже служители церкви, которые воевали, и среди них разведчица монахиня Адриана, участница Курской и Сталинградской битв; дьякон отец Николай, пулеметчик; участник Сопротивления против фашистов епископ Василий Родзянко. Есть также портреты военных хирургов, разведчиков, контрразведчиков, штурманов, летчиков, есть портрет знаменитой летчицы, Героя Советского Союза Н.В.Поповой. Блокадники Ленинграда, медсестры и просто рядовые изуродованные войной солдаты, есть маршалы… Я их начал писать, когда еще учился в Суриковском институте. На втором курсе я написал портрет полярного летчика Водопьянова, у него была Звезда Героя Советского Союза №6. Помню, какое у меня было волнение, когда я только его увидел. Ведь его знал весь мир! Я чувствовал громадную ответственность.
■ ■ ■
— В детстве мы все мечтали стать летчиками, разведчиками, фильмы про них смотрели. И вот случай свел меня с директором внешней разведки, генералом армии и патриотом Сергеем Николаевичем Лебедевым. Я ему сказал, что мечтаю написать портрет разведчика. И с его помощью написал портрет великого разведчика Г.А.Вартаняна, Героя Советского Союза. Он 47 лет был с женою на нелегальном положении. 47 — понимаете?! Четыре года назад он умер, и в знак уважения и благодарности за подвиги президент Владимир Путин провожал его в последний путь. Геворк Андреевич Вартанян был действительно выдающимся человеком, знал семь языков, потомственный разведчик. И жена его была разведчицей. Когда на Тегеранской конференции в 43-м решались вопросы о втором фронте, Гитлер об этом пронюхал, выслал отряд для уничтожения Сталина, Черчилля и Рузвельта. Наше руководство внешней разведки связалось с Вартаняном (он жил за границей как нелегал), поручило ему вычислить этот отряд и его уничтожить. А ему всего 21 год. И он совершил этот подвиг! А какой человек был — интеллигентный, скромный, несмотря на все свои подвиги и заслуги перед Отечеством. Я горжусь тем, что меня с ним связала судьба!
Джорджа Блейка я писал тоже, это наш разведчик, он очень много сделал для Победы. В экспозиции «Они сражались за Родину!» два портрета контрразведчиков одной из самых таинственных советских спецслужб Смерш. О подвигах Ивана Устинова и Леонида Иванова можно говорить бесконечно. Писал портрет советского разведчика, Героя РФ Алексея Ботяна. Ему уже 99 лет, он жив. Майор Вихрь — это Ботян и есть. Он спас Краков. Еще выставка пополнилась портретами летчика-разведчика, Героя Советского Союза Ивана Лезжова, Героя Советского Союза генерал-майора Бориса Соколова, почетного сотрудника органов государственной безопасности, разведчика Ивана Павловича Евтодьева, Героя Советского Союза летчика Сергея Крамаренко. Я преклоняюсь перед этими людьми. Они приблизили конец войны, а значит, уменьшили количество жертв! За эти портреты я получил I премию ФСБ и внешней разведки, чем очень горжусь. Без этих великих патриотических служб безопасности, внешней разведки, контрразведки (всех родов), которые берегут нашу великую Родину Россию, страна жить не может.
■ ■ ■
— Работ, посвященных войне, я написал уже более 60 в живописи и графике, и буду продолжать писать с чувством благодарности и восхищения, с чувством преклонения за их подвиги перед Отечеством. Так вот, президент Путин предложил мне в год 70-летия провезти эту выставку «Они сражались за Родину!» — в знак благодарности этим великим людям — по городам-героям и городам боевой славы. Я уже был в Севастополе, Минске, Великом Новгороде, Волгограде, Твери, Курске, Брянске, Смоленске, Пскове, Туле, Коврове, Орле, Белгороде, теперь в Воронеже, это уже 14-й город. Мы с директором галереи А.И.Григорьевой выезжаем, с губернатором открываем выставку, и она месяц работает. После Воронежа поедем в Елец, Мурманск, Архангельск… Я прошу, чтобы на эти выставки в первую очередь звали, конечно, участников войны. Хотя они уже в серьезном возрасте, но руководство города дает автобусы, машины, и их привозят. Они так трогательно, по-детски смотрят на портреты, с сердечной благодарностью… Несмотря на то, что такие герои. Для меня это святые люди. Ведь нет более священного долга, чем защищать Отечество, вот почему я пишу этих людей!
■ ■ ■
— У нас еще проходят вечера встреч с героями, с участниками войны. И в первую очередь на такие встречи мы зовем будущих защитников Отечества, слушателей Академии ФСБ РФ и Голицынского пограничного института ФСБ РФ, суворовских училищ, нахимовцев, чтобы они из первых уст узнали, что такое война, как защищать Отечество, иначе мы его потеряем.
Проходят прекрасные концерты. Были замечательные мастер-классы Елены Образцовой, Юрий Башмет выступал, Игорь Бутман, Виктор Третьяков, Александра Пахмутова и Николай Добронравов, Владимир Маторин, Иосиф Кобзон, Зураб Соткилава, Светлана Безродная, Валентин Гафт, Михаил Козаков… Козаков ребенком прожил почти всю блокаду в Ленинграде. А какие есть стихи у В.Гафта о войне! Когда я слушаю его стихи последних лет, у меня сердце сжимается. Я чувствую, как стонет его душа. Такой глубины он достиг, что без слез эти стихи слушать невозможно. Я также благодарен знаменитому Валентину Гафту за стихи, которые он посвятил моему творчеству.
■ ■ ■
— А я до сих пор помню портрет ветерана войны пулеметчика Шорина П.П. без ног, которого вы рисовали еще в советское время. Он жил в хрущевке на пятом этаже без лифта, забирался туда на руках, держась за перила… Это просто до слез. И до гнева на государство.
— Это издевательство над человеком. Были такие случаи, к сожалению, и я об этом везде пишу, говорю. После того как я в 87-м году написал его портрет, ему обещали дать квартиру. Ведь этот портрет был выставлен в Манеже, его видело все руководство страны. Я даже удивился, что его разрешили повесить. Потом мне звонили от районных властей, благодарили и сказали, что дадут-таки квартиру ветерану на первом этаже.
— Дали? Успели?
— Дали, да, но прожил он недолго еще, к сожалению. Представляете, он уже в 19 лет потерял обе ноги. Не спился. Женился на женщине-инвалиде, и у них еще был ребенок, сына вырастили. И еще 40 лет он отработал на «Москабеле». Да за одно это надо было квартиру давать! Но он был такой тихий, скромный… Районная власть поступила с ним неблагодарно. Это настоящий русский солдат, герой, вот таким надо при жизни ставить памятники и на их подвигах воспитывать подрастающее поколение!
— А сейчас Дмитрий Медведев, когда был президентом, обещал каждому ветерану отдельную квартиру. Это выполнено? Ветеранам, уже самым младшим, 90 лет!
— Жалко их. Они заслужили, чтобы им ставили памятники. Ведь еще с античных времен нет более священного долга, чем защищать Отечество. Они все свое здоровье отдали, стали калеками, а кто и жизнь потерял. Чтить надо таких людей. И на их подвиге воспитывать поколения, иначе мы потеряем Россию.
— Вы к акции «Бессмертный полк» как относитесь?
— Меня это очень трогает. Когда люди в таком количестве идут — это величественно. Когда я смотрю на их лица, у меня мурашки идут по телу. Это грандиозно, это призыв к тому, что нельзя таких людей забывать. Это великий патриотизм! Народ благодарен нашему президенту, что он объявил главной национальной идеей патриотизм, без которого не может жить ни одна страна!
— А у вас в семье кто воевал?
— Своего отца я даже не видел, так сложилась жизнь. Прожил без него. Мама и две бабушки нас воспитывали. Они работницы тыла и тоже помогали ковать победу по мере сил своих, и за оборону Москвы у них есть медали. Кстати, в моей серии, посвященной войне, есть блокадница Ленинграда. Написал я женщину, которая с 14 лет жила на фабрике, день и ночь шила обмундирование для солдат. Понимаете, должен быть незыблемый критерий честности, порядочности, достоинства, иначе мы превратимся в быдло. А быдло — это уже не народ. Мы погибнем просто, если не будем помнить этих людей, не будем им благодарны, не будем чтить их, учась на их примере защищать нашу Родину!