Это действительно красиво и необычно. Вся площадь от памятника поэту Маяковскому (разумеется, включая его самого) до зала Чайковского живёт в этот вечер в другом временном измерении. Музыка про "Ландыши", что "Первого мая привет", юбки-клёш на платьях девушек, танцующих под джазуху со стилягами в брюках дудочках . На столах - ситро, пирожки жаренные, истекающие настоящим, а не машинным маслом - кто помнит, в школьных столовках шли по пять копеек. Черешня на столах, сирень в вазах.
Место проведения гуляния по случаю шести десятков популярного театра - Триумфальная площадь, а не Чистые пруды - выбрано не случайно. Именно здесь, на площади Маяковского, дом 1 молодая труппа «Современника» наконец-то обрела свой первый настоящий дом. А до этого, с дня своего рождения, случившегося 15 апреля 1956 года, юные энтузиасты под предводительством Олега Ефремова пять лет скитаться по случайным площадкам. Как говорит Александр Ширвиндт «Им дали сносное здание». Однако оно стало для молодой труппы настоящим домом, лучшим и любимым. Но все-таки «сносным»: в 1974 году его разрушили.
Галина Волчек в белом пончо, как всегда элегантна, сидит в шатре в прекрасной компании - Табаков, Гафт, Неелова, Евтушенко. Тех, с кем когда-то начинала этот театр, не подозревая, что их театральная дорога уйдёт в целых 60 лет!!!
- Это невероятно, что мы вернулись к началу, на ту площадь, где "Современник" делал свои первые шаги. Мы вернулись в свою юность. Вот написано: 60, а мне хочется сказать 60 и поставить три восклицательных знака, а потом вопросительных тоже три!»
Галину Борисовну, эту великую женщину, видят даже те, кто стоит совсем далеко, почти у выхода из метро Маяковская - ведь все сразу транслируется на экран. И её слова и Табакова, который для всех так и остался Леликом несмотря на его регалии и заслуги. Вот он говорит: "Театр, как утверждал Немирович-Данченко, живет 20 лет, потому что это срок жизни одного поколения. Современник трижды опроверг это, хотя задача была непростая: оставаться театром своего времени". И оборачивается к жене - Марина Зудина рядом - смеётся, шикарно выглядит в пальто ярко василькового цвета.
А Евгений Евтушенко объявляет: "Стихотворение - «Волчиха" и читает. Запомнился конец:
Нет на свете театральных маршалов
умнее и сильнее наших баб.
Будь Волчихой, но не просто с Чистых,
Волчихой — с незапятнанных прудов.
Речей мало. Зато много стихов из середины прошлого века - их читают артисты сначала под Маяковским, а потом с эстрадки-ракушки, коих в Московских парках было в те годы множество. Артисты разных поколений читают того же Евтушенко, Вознесенкского, Галича, Высоцкого, Шпаликова и других поэтов-шестидесятников. Много песен и танцев. И, конечно, воспоминаний. Например, Михаил Ширвиндт год проработал в "Современнике" монтировщиком декораций. "Старые артисты помнят, как я выносил им стулья, таскал щиты. Для меня это праздник с сединой на висках, с мозолями на руках". А мама почти всех олимпийских чемпионов - Татьяна Тарасова в своё время настолько влюбилась в этот театр, что даже вышла замуж за актера «Современника». И не важно, что было потом.
Чулпан Хаматова в умопомрачительном платье цвета радомин, известном в народе больше как фуксия, прибыла на бал прямо из театра Наций, где играла спектакль.
- Больше всего меня тронула репетиция вечера: накануне мы пели песни, которые звучали в то время. Кроме нас на площади Маяковского, на том месте, где стоял "Современник", никого не было. Мы здесь были абсолютные хозяева. И это невероятное счастье.
Здесь как будто снимают фильм про 50-60-ые годы: у артисток причёски как тогда, платья, украшения скромные ( бедно же все жили). Звучат советские песни, давно ставшие классикой. И вдруг прямо у своего столика две пожилые артистки Лия Ахеджакова и Таисия Михолап пускаются в пляс. Но не камеры их снимают, а десятки мобильников (кто-то умудряется на фоне зажигательной пары сделать селфи) - и только эта техника предательски и вероломно вырывает нас из прошлого, где всем так хорошо и нежно.
Танцплощадка с парочками, где демонстрируют класс мастерства и наряд «по последней моде». Джазовый оркестр под управлением Игоря Бутмана начинает "Серенаду солнечной долины" - и тут мало кто из зрителей может стоять спокойно. Танцуют все!!! Здесь Михаил Ефремов, Александр Кибовский, Константин Райкин, Игорь Скляр, Игорь Угольников, Владимир Винокур, Максим Аверин, Игорь Миркурбанов, Денис Мацуев, Лариса Рубальская, Иосиф Райхельгауз, Павел Каплевич, Михаил Барщевский, Мария Порошина, Евгений Сафонов, Камиль Ларин, Елена Захарова, Эвелина Хромченко, Этери Левиева, - да кого здесь только нет. Кого нет, тому не повезло.
Искусство делать праздник - большое искусство. И оно не только в громкой музыки, дорогих декорациях, ломовых столах. Оно, как говорит мне художник Паша Каплевич, в нюансах, создающих атмосферу и историю. Атмосфера ""Современник - 60 и 60+" получилась на все сто.