Напомним, за решеткой собралась веселая компания из замминистра культуры Григория Пирумова, директора департамента управления имуществом министерства Бориса Мазо, директора подведомственного ФГКУ «Центрреставрация» Олега Иванова, а также директора «БалтСтроя» Дмитрия Сергеева и управляющего компанией Александра Коченова. Теперь к ним присоединяется Борис Цагараев, и по-видимому, список будет продолжен. Дирекция Цагараева (прозванного прессой «главным реставратором», хотя он всего лишь очередной чиновник, имени которого никто бы никогда не узнал, не будь этого скандала) имеет филиалы в Москве, Саратове, Калининграде и Екатеринбурге; дирекция была призвана осуществлять контроль «за строительством, реконструкций, капитальным и текущим ремонтом памятником истории и культуры, модернизацией и техническим переоснащением...».
Слов красивых много, но на деле реставрационная отрасль держится уже на честном слове, нуждаясь в серьезном реформировании — начиная от госзаказа и кончая ценообразованием. Нас консультирует известный архитектор-реставратор Владимир ТИМИН:
— Владимир Андреевич, в свете всех этих коррупционных скандалов, что напрягает больше всего?
— Я начинал службу в отрасли в середине 70-х. Так вот, из года в год время всё ускоряется и ускоряется, нам спускают всё более сжатые сроки. А сжатые сроки — значит, работа будет выполнена кое-как. И все организации, ради того, чтобы достать очередной заказ, готовы делать что угодно и как угодно. Увы, сменилась целая общественно-экономическая формация. Деньги встали во главу угла. Кто как может, тот так и огребает. На моральные нормы все наплевали... Какие исследования могут быть в этих сжатых сроках, которые нам даются? Ничего там не будет. Просто гонка на выживание.
— В советское время было иначе?
— Конечно. Отношение к работе было совершенно иным. Была ручная графика, без всяких компьютеров. Это же важно! Допустим, вам нужно зарисовать на ватмане или кальке фасад памятника XV-XVI вв. (ну там, новгородские церкви), так было велено вводить данные не по линейке даже, а от руки! Линия фасада не должна была быть идеально прямой! А сейчас всех поголовно переводят на компьютерную графику. И заказывают эту графику люди, которые никогда в жизни за кульманом не чертили!
— Ну а как в Европе? Там тоже капитализм...
— В Европе ручная графика при фиксации памятника культуры ценится еще дороже, чем компьютерная... потому что очень мало осталось людей, которые нормально этим владеют. И нет там столь спрессованных сроков. А нам кто эти сроки устанавливает? Те, кто сами никогда не чертили, не исследовали! Вот ерунда и получается.
— Вы, человек, находящийся внутри процесса: сегодня можно в принципе обойтись без коррупции? Или в ближайшее время от этого не откажешься?
— В той или иной завуалированной степени это будет сидеть. Да это и раньше все наблюдалось. Годами шло. Давали, допустим, заказ, 30% — откат. Если сметная стоимость 3 млн., значит откат — миллион. А куда? Так понимаю, наверх откат шел. А иногда так было — к концу года остаются какие-то деньги, и их до конца года нужно быстро освоить. Представляете, в октябре-ноябре? Мне предлагали в ноябре ехать под Петербург, раскапывать остатки взорванных царских дач... Да в ноябре не раскопки ведутся, а, напротив, консервация. А тут дают договор — раскопать, сфотографировать... а под зиму раскапывать — всё будет размораживаться и рассыпаться после этого. Но на это никто внимания не обращает.
— То есть задания дают непрофессиональные люди?
— Да, никто не учитывает трудоемкость процесса, его специфику... никто сам не исследовал, не копал. Если заказчиков самих посадить в эту лямку и заставить поработать, я посмотрю, где они будут через 2-3 месяца. А реставраторы они сами ничего не изменят, потому что деньги и заказы идут сверху.