В «Лесу забвения» Франсуа Нандзё растут здоровенные деревья. Здесь темно, но кое-где просачивается свет. Много нор — в мрачной атмосфере боишься, что кто-нибудь внезапно вылезет и нападет. Доносится тревожный шум реки. На создание инсталляции японского фотографа вдохновила героиня романа «Пагода волн», покончившая с собой в чаще, у подножия горы Фудзи. Чтобы передать магию места, где пропали тысячи людей, Нандзё сделал тысячи снимков. Обработал и создал свой выдуманный лес. Его ландшафт связан не с жизнью и смертью, а с воображением и мечтой.
По американским дорогам путешествуем со Стивом Фитчем. Вот неоновые вывески мотелей, придорожные общепиты, странные аттракционы и парки динозавров. Окончив в 70-х антропологический факультет в Калифорнии, Фитч всерьез занялся фотоантропологией. Прочел культовый тогда роман «В дороге» Керуака и отправился в роуд-муви запечатлевать объекты американской культуры.
— У Фитча были безупречный взгляд и прекрасное чувство юмора, — говорит Ольга Свиблова. — Он видел элементы безумного идиотизма и одновременно трогательной человечности, которые привели к возникновению Диснейлендов. Мастер воскресил свои детские воспоминания от поездок на семейном «Бьюике», назвав их «дорожным разговором». Получилось целое антропологическое исследование объектов американской культуры, превратившихся сегодня в символы уходящей эпохи.
Сто лет назад немец Хайн Горни решил отправиться с камерой в руках на заводы, чтобы ответить на вопрос: как заказанную рекламу фабрик превратить в произведение искусства и дизайна? Его композиции абсолютно графические, геометрически выверенные, и не важно, что на них: сигареты, воротнички или обои. Он виртуозно отвечал на запрос эпохи и эстетику функционализма. Даже рекламу чулок снимал по-хичкоковски, настраивая оптику и выверяя пространство.
Работы нашего современника Александра Веревкина переносят гостей в питерский Ботанический сад. Он рассказал, с чего они начались: «Я случайно открыл карту и узнал, что у нас есть в Петербурге Ботанический сад, который на карте выглядит как белое пятно. Так начался мой проект. Я стал собирать спутниковые фотографии рельефов земного шара и искать на них странности: пустоты, размытости, следы обработки. Как выяснилось позже, в этих местах размещались военные базы и другие стратегические объекты. Собрав терабайты фотографий, я сшил их в один файл. Добавляя горные массивы, стирая озера, размещая на карте города, дороги, скрытые военные базы, я создал свой виртуальный континент, воплотив его в виде масштабной скульптуры».
Выставки организованы при поддержке: MasterCard и Ahmad Tea.