Отсутствие главной номинации, которая всегда была в центре внимания, сократило количество участников. Из 371 заявки отобрали 19 проектов (в прошлом было 25). Их развели по четырем номинациям: «Кураторский проект», «Теория, критика, искусствознание», «Региональный проект» и «Новая генерация». Но не ждите ничего масштабного — в полном объеме работы показывали в городах, где они созданы, на выставке же представлена только их выжимка.
Разбить второй этаж музея на квадратные ячейки для экспозиций — идея художника из дуэта «МишМаш» Михаила Лейкина. Большая часть пространства отдана региональным проектам. Художники из «Края бунтарей» (Владивосток) предъявили самую хулиганскую работу. Из пола их цветастого уголка торчит голова чайки в половину человеческого роста. Как только кто-нибудь проходит мимо, она орет на весь зал: «Че зыришь; вали отсюда». По словам авторов, это относится не к гостям, а к власти, которая контролирует искусство.
Из кураторских проектов самый колоритный — «Кавказ». Коллектив «Безудержные» собрал здесь перстни со здоровенными бриллиантами и остроносые башмаки, которые в Армении называют «хоттабычи». Выставку «Кавказ» показывали на ВДНХ, где специально для нее художники построили деревянный павильон. Его фото висят в ГЦСИ. С виду он напоминает избу, а внутри — дворец: роскошная мебель в стиле рококо, элементы декора с камнями и аляповатые ковры. Таким дизайном авторы говорят о любви Кавказа к «украшательствам и выставлению напоказ заведомо преувеличенного достатка».
В номинации «Теория, критика, искусствознание» с неожиданным сборником про жизнь и творчество уральского панк-скомороха Б.У.Кашкина выступил легендарный «синий нос» Александр Шабуров. Издание книги стало событием в культурной жизни Урала. Букашкин был фотографом-абстракционистом, поэтом-концептуалистом и художником-перформансистом. Варил фотонегативы, резал из дерева супрематические иконы, выпускал самиздатские книги, изобретал музыкальные инструменты, раскрашивал помойки. В общем, волновал умы поколений и при жизни превратился в культовую фигуру, достопримечательность Екатеринбурга.
Ну а молодые художники-номинанты «Новой генерации» ограничились в основном видеороликами. Самый интересный из них — «Волга» Аслана Гайсумова. Почти развалившаяся машина стоит в пожелтевшем поле. Мужчины, женщины с детьми — их 21 — по очереди залезают в нее. Перегруженная «Волга» все-таки сдвигается с места, оставляя за собой дым из выхлопной трубы. Молчаливая сцена повторяет пережитый художником опыт, когда он и его 20 чеченских родственников спасались из Грозного во время первой чеченской войны.
Интервью с директором ГЦСИ Михаилом Миндлиным после вернисажа.
— Как за год изменился конкурс?
— Радует, что больше заявок поступает из регионов, конкурс ведь общероссийский. Арт-жизнь в маленьких городах сегодня насыщенная, их художники активно интегрированы в процессы современного искусства. Там возникает много интересных художников и критиков.
— Какие принципиально новые тенденции вы увидели в проектах?
— Художники все чаще обращаются к разного рода экзистенциальным проблемам. Повышается также интерес к теме глокального, к поиску и определению своего места в мире на самых разных уровнях.
— Как вы отнеслись к решению экспертного совета отменить главную номинацию?
— Я очень сожалею, поскольку в заявках на эту номинацию было много сильных работ. Они не смогли принять участие в конкурсе и пострадали несправедливо.
— Деньги, которые обычно выделяли победителю главной номинации, распределили между другими категориями?
— В этот раз они просто не были выделены.
— Вы почистили выставку от политических проектов или оставили острые углы?
— У нас нет цензуры. Мы вне политики.
Лауреатов «Инновации» назовут 18 мая в ГМИИ им. Пушкина.