Пара слов о Шумакове: это как раз тот человек, деяниями которого все мы пользуемся каждый божий день, и тут не убавишь, не прибавишь. 40 лет он отработал в «Метрогипротрансе», спроектировал целую кучу станций метро — «Савеловская», «Парк Победы», «Коньково», десятки подземных объектов, рука устанет перечислять. Плюс монорельсовая дорога, плюс бутовское легкое метро, плюс вантовый Живописный мост, речной порт, множество музеев...
«Шумаков — создатель собственного уникального художественного космоса, в котором сосуществуют и одинаково близки ему философия архитектурной формы, метафоры народного фольклора, античное восприятие мира с его суровой мудростью, дионисийским весельем и преклонением перед гармонией», — говорит о картинах Шумакова известная писательница Асель Омар.
— Николай Иванович, — спрашиваю у него на вернисаже, — сразу в таких случаях возникает вопрос о картинах как хобби...
— Никакого хобби. Это просто отдельная профессия, которой надо владеть очень хорошо. Давно пишу натюрморты (у меня их сотни), обнаженную натуру — вон девушка стоит, видишь? Девушки очень любят позировать. В центре конкретно этой композиции под названием «Фас/профиль» находится мой портрет, далее мои друзья близкие и очень-очень близкие: великий клоун Александр Фриш, долгие годы работавший постановщиком у Никулина; скульпторы Александр Бурганов и Александр Рукавишников, много моих друзей — прекрасных архитекторов...
— А в чем смысл двойного портрета — анфас и профиль?
— Я как архитектор должен изучить натуру, это структурное мышление, — мы же чем-то должны отличаться от простых художников? Вот в институт только приходишь — тебя даже куб заставляют в трех проекциях изобразить: план, фасад, разрез... план — это анфас, фасад — это профиль. Так и мыслишь всю жизнь.
— Да, но некоторые портреты у вас — два раз анфас, без профиля...
— А вот автор решил не делать профиля и не сделал. Вот такой портрет.
— Это вы от фактуры или от души исходите?
— Да всё одновременно. Ты главное пойми, благо только что было первое апреля, эта выставка — величайшее произведение XXI века, а там уж говори — не говори... если серьезно, таких работ прежде не было — столько портретов в одном полиптихе.
— И полиптих будет пополняться?
— Я думаю, да, смотри, какая стена-то большая еще — от угла до угла! До 30 портретов доведу — еще раз выставлю, года через два... кого-то пишу с натуры, кого-то — с фотографии. Времени нет, к сожалению...
— Метро не отпускает?
— Метро — это наше всё. Вот ты небось уже не распределялся? А нас в то время не спрашивали, окончил вуз — и пошел куда отправят. Шумаков — в метро! И ковыряйся там с утра до ночи.
— Полюбили?
— А как же? А то ушел бы. 40 лет уже на одном месте, представляешь? Миллионы людей пользуются — это удерживает на плаву, отдача постоянно чувствуется.