Работа получилась для Лиги (как называют Андрея коллеги) непривычно нежной и трогательной. «Важно повзрослеть настолько, чтобы суметь сказать о по-настоящему важных вещах, о любви к близкому человеку, о самопожертвовании ради любимой женщины, которая является для мужчины путеводной звездой», — говорит артист. До этого он выпустил два других, гораздо более жестких и брутальных клипа — «Карма» и «Караван», которые показал публике на презентации до нового лирического опуса. В интервью «МК» Лигалайз рассказал, почему качественной попсе позавидует любой андеграунд, как не потерять себя на большой сцене и какие возрастные изменения проходит хип-хоп-культура в России.
— Андрей, вы не выпускали сольных альбомов 10 лет. Что вы делали все это время?
— Активно гастролировал и ехал по запущенным рельсам, на которые встал благодаря предыдущему альбому «XL». Он получился очень громким и обеспечил мне плотные гастроли практически на десять лет. Нужно было накопить творческую энергию, переосмыслить многие вещи, повзрослеть как личности и как музыканту, чтобы высказаться сейчас уже на более высоком уровне.
— Как за это время менялась реакция публики, всегда ли вы чувствовали резонанс?
— Примерно через три года после выхода пластинки было небольшое затишье, которое спровоцировал, по сути, я сам, потому что она подготовила почву для развития новой волны r’n’b и хип-хопа коммерческого, хитового направления. Слушатели стали готовы к подобной музыке, и в этой нише появилось огромное количество артистов. Многим из них показалось, что это очень легкий путь и по одному шаблону можно сделать сколько угодно хитов. Первое время публика была не очень разборчива и не могла отличить профессионального хип-хоп-музыканта от посредственного. Должно было пройти время, чтобы пена осела и стало понятно, кому по-настоящему есть что сказать, а кто был пустышкой, однодневкой. Моя позиция такова, что песни должны быть долгоживущими. Для этого нужно создавать универсальные произведения, говорить о вещах важных не только сегодня, а интересующих, волнующих людей всегда. У настоящей музыки нет возраста.
— Вы сказали «коммерческий хип-хоп», но изначально жанр возник как андеграундный. Не утратил ли он с выходом на большую сцену свой изначальный месседж? Ведь некоторые музыканты, становясь массово популярными и финансово состоятельными, порой забывают об идеологической составляющей творчества…
— Это хороший, правильный вопрос, достойный отдельной дискуссии. Все индивидуально: одного артиста портит обращение к широкой аудитории, другого нет. Я изначально определил свою нишу как артиста, делающего коммерческую музыку для большой аудитории. Мои первые работы появились на ТВ еще в 98–99‑м годах. Это моя стихия, и в ней я скорее иногда развлекаюсь, делая андеграундные проекты. Мне интересно изучать ту сферу, в которой нахожусь. Движение в этом направлении требует большей ответственности, и слово «попса» не кажется мне ругательным — такая музыка может быть очень разной. Есть уровень певицы Натали — большое ей уважение, но мы знаем примеры более сложного и качественного творчества. Майкл Джексон — поп-исполнитель совсем другого уровня. Из российских исполнителей я могу выделить Ивана Дорна — это очень стильная, идейная, умная поп-музыка. Стивен Спилберг — тоже представитель массовой культуры, но он позволяет себе снимать такие фильмы, как «Список Шиндлера», «Шпионский мост», «Цветы лиловые полей». Есть попса такого высокого уровня, что любой андеграунд позавидует, и я лично горжусь быть качественной, дорогой попсой. Некоторых артистов, конечно, портит работа на широкую аудиторию, и они теряют свою изюминку. Главное — не забывать про тот месседж, который ты пытаешься донести в своей музыке. Я стараюсь всегда помнить про идейную составляющую и задумываться о том, зачем я вообще живу и занимаюсь своим делом.
— Как себя чувствует сейчас хип-хоп-культура в России?
— Как и в любом другом жанре, в ней очень много шлака, среди которого нужно уметь разглядеть бриллиантики. Мне нравятся артисты, непохожие на других. Российская хип-хоп-культура достаточно молодая, и сейчас она проходит определенные возрастные стадии, преодолев которые покажет миру новых, по-настоящему интересных, талантливых артистов. Сегодня я вижу, как молодые ребята наступают на те же грабли, что и я в свое время. Я уже давно прошел эту стадию, пройдут и они. Совершая ошибки, ты оттачиваешь мастерство.