Наконец-то в многоквартирных домах капитальный ремонт решили делать. Хотя решили — это еще не значит начали. Говорят, лет через двадцать начнут, когда денег насобирают.
Ну и ничего страшного, до этого те же двадцать лет никто денег не собирал, считалось, что и так хорошо. Какие дома сами к ветхости и аварийности пришли, те расселять начали. Можно было бы и с остальными точно так же подождать, но, наверное, подсчитали, что перспектив мало. В Карелии, к примеру, только 11 процентов жилья расселили, за что губернатор выговор от президента схлопотал. А в Забайкальском крае вообще народ, похоже, некуда отселять, потому как там главу региона сразу в отставку отправили.
С тех, кто попал под снос, деньги не то что на капитальный ремонт, даже на текущий никто не берет. Почитай как с собственников, которые в загородных коттеджах обосновались. Но тут уж как кому повезло, когда приватизация началась.
Теперь же, как говорил лидер, который и привел нашу страну к приватизации, главное начать или начать. А то стоят эти многоквартирные дома без ремонта, только глаза мозолят. Какие-то новые, какие-то не очень, одни квартиры в них приватизированы, другие нет. Короче говоря, какой-то колхоз, особенно если брать места общего пользования.
В результате Минфин и Минстрой, а заодно и примкнувший к ним Минюст решили, что коллективистские принципы можно распространить не только на отдельно взятый дом, но и на весь жилищный фонд — собрать деньги в одну кучу, а там уж региональный фонд будет решать, какие дома и когда ремонтировать.
Эх, знать бы график ремонта заранее, можно было бы квартиры покупать и продавать — деньги на этом зарабатывать. Не иначе как за молчание руководителям этих фондов и членам органов управления огромные зарплаты начали устанавливать — в Смоленске 340 тысяч рублей в месяц, в Ханты-Мансийске — чуть ли не миллион. А меньше никак нельзя, очень уж взяткоемкие места получились. И то народ жалуется, что, мол, взносы на капремонт очень большие. Да с такой инфляцией, которая еще неизвестно как дальше пойдет, может, и мало берут. Не исключено, что на эти деньги в 2040 году вообще только пару домов можно будет отремонтировать.
В общем, зря говорят, будто у нас правительство неслаженно работает — еще как слаженно, заодно кадастровую стоимость жилья установили такую, как будто там не капитальный ремонт, а еврокапитальный ремонт уже произведен. Граждане не понимают этого, начинают судиться, вроде как уже три миллиона исков подали. Суды поначалу жалобщиков охотно поддержали, а потом притормозили: очень уж сильно налоговая база падает.
А Минэкономразвития и тут предлагает подойти по-колхозному: если кто-то один в доме докажет, что стоимость квартиры завышена, то надо стоимость всех квартир в доме пересчитать. Действительно, что там с ними разбираться, это же не заводы, аэропорты или торговые центры, которые прибыль приносят. Такой специфический вид собственности, от которой одни расходы.
А может, это первый звоночек к тому, что частную собственность у нас вообще отменят? Но это уже вопрос скорее к Конституционному суду, который вот уже две недели голову ломает над депутатским запросом по поводу платы за капитальный ремонт. И еще две недели, наверное, ломать придется, ведь на святая святых — на рыночные основы ремонтники покусились.
Интересно, чем все это закончится. Те, кто постарше, вроде нас, вряд ли доживут. А молодежь узнает. Может, на собранные деньги новые дома начнут строить, а старые по мере их аварийности сносить, как сейчас. По крайней мере на их месте, поближе к центру города, можно будет не злосчастную, а частную собственность построить, типа развлекательных центров.
Осенило
• Болел бы за дело, да здоровье не позволяет.
• Если вам нечего больше сказать, договаривайте до конца.
• Пока делаешь добрые дела, не остается времени на злые.
• Чужая мысль своей глупости не помеха.
• Недалекие люди ближе к далеким предкам.
• Прохладные отношения дольше не портятся.
Ведущий — Джангули ГВИЛАВА, E-mail: satira@mk.ru