Возможно, виной тому январское новостное бесптичье (все-таки руины рубля и состояние боевой тревоги уже стали рутиной, как бы ужасно это ни было), но медийный блицкриг «Экспоната» неожиданно стал обсуждаться в весьма необычном для подобного сочинения контексте.
Организаторы столичной выставки Ван Гога заявили, что пустят бесплатно девушек в туфлях на шпильке. Персонажи, которые мнят себя культурологами, многозначительно разглагольствовали о «лабутенах» как о новом визуально-социальном символе общества — вроде прежних малиновых пиджаков. Растревоженные представители марки Christian Louboutin пытались сохранять спокойствие и намекали на то, что спрос на туфли знаменитого французского дизайнера всегда был немного в стороне от неформальной движухи. Первый канал не смог отвернуться от рейтинговой темы, и в результате то, что по меркам «большого» ТВ является похабщиной в чистом виде, было слегка «подгримировано» и выпущено в эфир. Принципиальный Шнур, соответственно, не смог побороть соблазн нашуметь уже не только в Интернете, но и в федеральном эфире, и, прямо скажем, смалодушничав, заменил матерный оригинал на безликое «восхитительные», оправдываясь тем, что там тоже присутствует буква «х». Режиссер и депутат Госдумы Станислав Говорухин заметил, как у всех на глазах, конечно же, происходит нарушение закона о запрете ненормативной лексики, однако нарушение это весьма незначительное, а сам клип очень даже остроумный. Поэтому, дескать, если нельзя, но очень хочется...
Замечание товарища депутата вызывало желание немедленно процитировать другое «лабутеновское» произведение Шнурова: «Какого хера!». Ну и в самом деле — какого? Где справедливость для всех? Почему одних вынуждают кастрировать художественные произведения, но если кто-то матерится «остроумно», то, стало быть, «ничего страшного»?! Единственная эмоция — длинное предложение из восклицательных и вопросительных знаков. И в очередной раз возникает сомнение в остроумности закона, который и применить-то толком не могут...
По большому счету — и слава богу! Но если Шнур в очередной раз доказал «фигой в кармане» (которой, впрочем, выразительно и сочно покрутили уже не в кармане, а перед носом как федерального теленачальства, так и замявшихся законодателей) всю «абсурдность бытия», то, может, тому же г-ну Говорухину, возглавляющему Комитет по культуре Госдумы, следовало бы уже честно признать полную никчемность «антиматерного закона» и инициировать его отмену — под аплодисменты всего здравомыслящего социума. Или, наоборот, проявить тогда принципиальность и засудить Шнура по всей строгости закона, а также устроить где-нибудь на Лобном месте показательное сжигание всех матерных сочинений, включая не только современные фильмы, пластинки и книжки, но и опусы Пушкина, Лермонтова, Толстого. Иначе вялой примиренческой позицией товарищ депутат создает в обществе прецедент правового нигилизма, решительно бороться с которым призывает руководитель его же правящей партии...
Если же подняться над госдумовской суетой, то трудно не заметить, что режиссер Анна Пармас, имея в своем арсенале довольно проходную песню группы «Ленинград» и актрису Юлию Топольницкую в главной роли, сняла удивительный (даже восХитительный!) мини-фильм. Его удивительность прежде всего заключается в том, что «прикольное видео» и «философская притча» в данном случае оказались ближе, чем можно себе представить. И не исключено, что о жизни страны в коротком ролике рассказано куда больше, чем во всех новостях федеральных каналов.
«Мне кажется, сейчас очень интересное время. Абсурдное и подходящее для самых разных его интерпретаций. Осмысление бессмыслицы — это, собственно говоря, и есть поэзия. Нахождение какой-то схемы в хаосе. Вот этим я и занимаюсь», — сказал Сергей Шнуров в интервью «ЗД» после веселого беспредела, который его банда устроила в Сочи на «Новой волне» — в присутствии двух главных дам страны: примадонны Пугачевой и премьерской жены Медведевой. Оглушительный успех «Экспоната» весьма ясно намекает на то, что творческая доктрина Шнура набирает обороты, и среди общего абсурда и бессмыслицы его мысли разумны как никогда.