В час дня очередь желающих увидеть картины Серова начиналась около ограды комплекса на Крымском Валу. Об ажиотаже люди явно уже были наслышаны: многие пришли в горнолыжных штанах, «дутых» ботинках, валенках…
— Даже если нужно будет пять часов стоять, мы готовы, — рассказала «МК» группа женщин из хвоста очереди, преподаватели Строгановки. — Больше столь полное собрание не увидеть. Здесь же представлено много графики Валентина Серова, которая не выставлялась раньше. Также очень много его этюдов. Это уникальная возможность увидеть процесс, всю кухню, а не только готовое произведение…
В середине очереди народ настроен уже не так решительно. «Нам по сарафанному радио из начала передали, что люди по четыре часа стоят. Мы столько не выдержим. Еще час — и уйдем». В фойе же люди и вовсе на взводе.
— Мы полтора часа на морозе стояли, а потом еще полчаса не могли попасть в гардероб, чтобы сдать вещи. Почему нельзя было поставить дополнительные временные вешалки? Почему нельзя было лимитировать продажу билетов? Ведь люди сюда пришли не для того, чтобы отморозить ноги… А после двух часов на морозе тебе уже не до «Девочки с персиками»!..
В пятницу утром около 300 человек, купившие электронные билеты и рассчитывающие пройти по отдельной очереди, чуть ли не штурмом ворвались внутрь здания. «Мы купили билеты давно, приехали пораньше — к 10 утра. Увидели, что там две очереди: короткая — для тех, кто билеты по Интернету покупал, а вторая, длинная, — для всех остальных. Встали в короткую. Но потом сотрудники музея вышли и огорошили нас: отдельной очереди для тех, кто покупал электронные билеты, не будет», — рассказала «МК» посетительница Галина Шмидт.
Как пояснила директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, с утра пятницы продажу электронных билетов прекратили вовсе. Но всех, у кого купленные по Интернету билеты уже на руках, пустить обещали: «Мы стараемся принять всех посетителей, которые пришли и встали в очередь. Для этого мы готовы работать за пределами официальных часов работы галереи. Закрываться в оставшиеся три дня мы будем, когда пройдут последние посетители, вставшие в очередь».
Зельфира Трегулова отметила, что продлить выставку не представляется возможным: 150 работ, представленных в экспозиции, — это графика. Есть очень жесткие международные нормативы показа графических произведений — не больше 3,5–4 месяцев. 100 же из этих произведений до этого в течение нескольких месяцев экспонировались в Государственном Русском музее. Дальнейший их показ может привести к необратимым последствиям для сохранности этих произведений.
А по поводу выломанных дверей было сказано: «Двери раздвижные, их вынесли из пазов, мы сейчас их зафиксировали, но пускаем посетителей через другие. Надо понимать, что сломанные двери в Третьяковку — это еще и угроза безопасности для картин. В четверг вечером после инцидента мы работали до 11 вечера, чтобы все отремонтировать и поставить сигнализацию».
К облегчению любителей искусства, надеющихся попасть в музей, министр культуры Владимир Мединский заявил, что выставка будет работать до последнего посетителя вплоть до 24 января, когда она закроется. А если последние посетители будет стоять до пяти утра? В пресс-службе ГТГ «МК» прокомментировали заявление министра культуры так: «Мы надеемся, что все успеют зайти до 23 часов, и до полуночи музей будет свободен, чтобы восстановить температурно-влажностный режим, подготовить выставку к работе следующего дня. Но мы готовы работать до последнего посетителя».
С самого открытия 7 октября 2015 года выставка к 150-летию со дня рождения Валентина Серова вызвала огромный ажиотаж. Еще бы! В последний раз выставка сравнимого масштаба состоялась в 1914 году — это был посмертный вернисаж в память о мастере. Он прошел сначала в Императорской академии художеств в Петербурге, а потом — в Московском художественном салоне К.И.Михайлова. Спустя больше ста лет после того вернисажа Третьяковская галерея собрала вторую в истории масштабную выставку Серова.
Нелишне упомянуть, что 18 января выставку осмотрел Президент России. Конечно, визит главы государства прибавил проекту популярности. Александр Попов, директор Научно-исследовательской независимой экспертизы имени П.М.Третьякова, прокомментировал «МК»: «Внимание руководителей государства важно: их пример позволяет заинтересовать публику, не разбирающуюся в искусстве. Благодаря визиту президента выставка освещалась во всех СМИ и напомнила людям об этом художественном событии. Но было бы здорово, если бы глава государства посетил выставку в начале ее работы, а не накануне закрытия».
О секрете невероятного ажиотажа вокруг выставки Валентина Серова мы поговорили с научным сотрудником отдела живописи 2-й половины ХIХ — начала ХХ века ГТГ Маргаритой Чижмак.
— Вы водили экскурсии по выставке Серова, видели, что творилось вокруг проекта. Заметили динамику в посещении экспозиции?
— Наплыв людей был ровным. Мы думали, что после открытия будет больше людей, ведь выставка была анонсирована заранее, потом — спад, а в финале — наплыв. Однако посещаемость была ровной. Конечно, за три-четыре недели до закрытия стало приходить больше людей, и выставка дошла до своего апогея.
— Помню, на Левитана тоже были большие очереди. А с какими еще проектами можно сравнить популярность выставки Серова?
- Да, выставку Левитана посмотрело около 300 тысяч человек. Но Серов побил рекорд. В Третьяковской галереи я таких популярных выставок не помню… Серов — это один из немногих русских художников, о творчестве которого большинство знает не по одной-двум картинам. С ходу вспоминают не только «Девочку с персиками» или «Девушку, освещенную солнцем», но и «Похищение Европы», знаменитый портрет Николая II, замечательные портреты княгини Юсуповой, Орловой…
Это такая хрестоматия. Успех выставки состоит в той массе имени, которая очевидна для людей разных возрастов и профессий. Было бы странно, если бы выставка не пользовалась популярностью. Это нормальная ситуация, когда в последние дни работы выставки все спохватываются и пытаются попасть на нее. Если люди не знают творчества Серова — значит, познакомятся с ним, главное — хотят это сделать.
— Какой самый неожиданный вопрос вам задавали посетители выставки Серова или какой необычный комментарий оставляли о ней?
— Как всегда, удивляют дети. В одной группе школьников 10-летний мальчик, стоя перед картиной «Заросший пруд», сказал: «Какой 3D!» Для него иллюзорность, объем, впечатление, которые создавал Серов на полотне, вызвали ассоциацию с трехмерной графикой, которую он привык видеть в кинотеатре…