Все фильмы Ирины Евтеевой выполнены в особой технике светоживописи, сочетающей игру актеров с живописными лессировками: «Лошадь, скрипка… и немножко нервно», «Эликсир», «Клоун» (Гран-при «Серебряный лев св. Марка» Венецианского кинофестиваля), «Петербург», «Вечные вариации», «Маленькие трагедии»…
Сначала идут съемки — натурные и в павильоне. Затем начинается основная, анимационная съемка самой картины, где Ирина прорисовывает каждый кадрик.
Сейчас она экранизирует «сверхповесть» «Ка» Велимира Хлебникова, некоторые мотивы поэмы «Медлум и Лейли». Включены в сценарий и факты биографии поэта-футуриста.
«Хлебников написал «Ка» в 1915 году, 100 лет назад. Когда я закончила свой сценарий, то случайно обнаружила, что произошло это день в день, с разницей в столетие! — рассказала Ирина Евтеева. — Я давно люблю поэзию Хлебникова. Он и философ, и поэт большой, и совершенный ребенок в жизни, не думавший о хлебе насущном. К сожалению, о нем сейчас мало кто помнит, кроме филологов и литературоведов».
«МК» побывал на петербургской студии RWS, где проходят съемки основы «Творений…». На съемочной площадке —Древний Египет, страна фараонов, где существуют образы, созданные Хлебниковым. Поэтому — Фараон на троне, рядом — его рабы, и жрецы, посредники в общении людей с миром богов и духов… И Поэт — молодой человек, похожий на удивленную птицу.
Действие происходит в Петрограде времен Первой мировой войны. Но герои Хлебникова живут вне пространства и времени. Поэтому они свободно перемещаются в пространстве, оказываются в Древнем Египте, Сирии, где с Поэтом происходят удивительные кармические перевоплощения.
В команде Ирины Евтеевой — знаменитые ленфильмовские мастера: оператор Валерий Мюльгаут, художник-постановщик Наталия Кочергина. За хореографию отвечает Владимир Аджамов. На протяжении 30 лет был ведущим танцовщиком Малого оперного театра, ныне — Михайловского. А еще Аджамов сыграет в фильме роль Аменофиса. Производством картины занимается киностудия Proline Film продюсера и кинокомпозитора Андрея Сигле. И музыку будет писать Сигле .
Роль Поэта исполняет Владимир Кошевой (Родион Раскольников в «Преступлении и наказании» Дмитрия Светозарова, поэт Николай Гумилев в фильме «Луна в зените» Дмитрия Томашпольского, князь Юсупов в сериале Андрея Малюкова «Григорий Р.»). Вот что Владимир Кошевой рассказал «МК»:
— Это фильм визуальный, здесь не столько слова важны, сколько изображение. Сначала записали фонограмму фильма — я прочитал закадровый текст и основные диалоги на пленку. Режиссер дает команду, звуковики включают тот или иной эпизод, и это помогает артистам войти в нужное состояние.
— Работая над образом Хлебникова, что нового для себя вы открыли?
— Мне очень нравится его выражение, что есть слова, которыми можно видеть — слова-глаза, и есть слова-руки — которыми можно делать. По-моему, это интересно.
Хлебников был сыном ученого-орнитолога, прекрасно знал мир птиц. Говорили, что он похож на странную большую птицу, летающую высоко над человечеством. Его жизнь — короткая и стремительная. Знаете, какой у этого человека был страшный финал? У него отнялись ноги, его плохо лечили, и он умер в 36 лет. У нас в фильме есть визуальное решение, что поэт обезножен, он птица, поэтому я все время сажусь в какую-то позу, стою на одной ноге, как любил делать Хлебников, либо подбираю ноги, босой…
Сегодня мы снимали сцену пробуждения Поэта, и я вспомнил себя в детстве, свои ощущения: раннее утро, солнце светит в лицо, я вижу тень на полу, и ветка сирени колышется за окном. У каждого это было, но Ирина Евтеева дает такой мощный, энергетически правильный посыл — светом, декорациями, костюмами, что ты возвращаешься в свои воспоминания. У нее на площадке нет ничего случайного, все создается по крупицам.