Казалось бы, нет таких фактов, которые не были бы известны о Паулсе, тем не менее мы вспомним не слишком известные широкой публике.
■ ■ ■
Знаменитый композитор родился в семье потомственного стеклодува, мать Раймонда была вышивальщицей жемчугом. Его отец Вольдемар играл на барабанах, а дед, также стеклодув по профессии, на скрипке. Отец Раймонда даже сколотил небольшой музыкальный коллектив. Доморощенные музыканты играли, что называется, «на похоронах и свадьбах», и не без успеха у местных жителей (родился Раймонд в пригороде Риги Ильгюциемсе). Однако для сына отец хотел настоящей музыкальной карьеры и отдал его в детский сад при музыкальном институте в Риге. Соседи осуждали стеклодува, который каждое утро тащил сына к трамвайной остановке, а сам Раймонд частенько пренебрегал занятиями, за что отец, по словам самого Маэстро, «гнал его к инструменту ремнем».
■ ■ ■
Пока отец Раймонда был на фронте, семья прятались от немцев в селе Видрижи. Там после окончания военных действий будущий композитор в компании мальчишек набрал однажды патронов, которые пацаны и побросали в плиту. Произошел взрыв, в результате которого Раймонд оказался в лазарете, что располагался в соседней воинской части, — военным врачам пришлось спасать зрение будущей знаменитости.
■ ■ ■
Прозвище Маэстро композитор получил задолго до союза с Пугачевой
С 14 лет Раймонд подрабатывал тапером на танцах, а прозвище Маэстро получил во время своей работы в Рижском эстрадном оркестре, где начал играть сразу после окончания консерватории.
■ ■ ■
После рождения творческого союза Раймонда Паулса с Аллой Пугачевой немедленно родился слух об их якобы бурном романе. Когда же появилась песня «Миллион алых роз», ставшая невероятно популярной, люди априори решили, что сюжет песни рассказывает именно о любви Маэстро и певицы. Однако сам Паулс не подтверждает этого. «Романа с Пугачевой у нас не было, возможно, именно поэтому мы до сих пор остаемся друзьями», — говорит сам Раймонд о своих сегодняшних отношениях с Примадонной. Не исключено, что песня эта рассказывает о другой страстной влюбленности в Пугачеву совершенно другого маэстро, а именно Константина Орбеляна, в оркестре которого и родилась как певица Пугачева. Известно, что у маэстро Орбеляна и солистки был краткий романтический период, и руководитель оркестра сильно переживал уход от него Пугачевой и как исполнительницы, и как любимой женщины.
■ ■ ■
После написания всем известных «Маэстро» и «Старинных часов» композитор переключил свое творческое внимание на Валерия Леонтьева. В те годы Леонтьев был за свою экстравагантность под запретом — артисту запрещалось выступать на столичных площадках. Однако Паулс пригласил его на свой бенефис, который должен был состояться в самом престижном на тот момент столичном концертном зале — «Россия». Тогда уже остропопулярный в народе, но совершенно игнорируемый партийными властями певец честно предупредил Паулса, что он «запрещен и у Маэстро могут быть проблемы». «Посмотрим», — флегматично, по воспоминаниям самого Леонтьева, ответил Раймонд. К огромному удивлению исполнителя, его участие было утверждено. Раймонд не похвалялся этим фактом, но сам Валера позже узнал, что Маэстро в партийных верхах поставил ультиматум: или Леонтьев будет принимать участие в концерте, или бенефис не состоится.
Максимальную популярность у Леонтьева получили песни «Зеленый свет», «Затмение сердца» и «Исчезли солнечные дни», хотя любопытна и история другой песни, также ставшей в исполнении Валерия шлягером. «Как-то я пришел к Паулсу и полушутливо спросил: «Ничего у тебя для меня под роялем не завалялось?» Раймонд взял партитуру и протянул со словами: «Вот есть, хочешь — бери!» Так родилась песня «Ночь темна».
По словам Леонтьева, «Паулс никогда не указывал, как надо исполнять его произведения, во всяком случае, мне доверял полностью. Иногда он даже не приезжал на запись. Меня это смущало, и я постфактум спрашивал: «Ну как я спел? Ничего хоть?». «По-моему, нормально», — пожимал плечами неизменно флегматичный Раймонд.
■ ■ ■
Лайма Вайкуле — певица, которую Раймонд сделал «с нуля» и которую впоследствии открыл российской публике . Они познакомились, когда Лайме было всего пятнадцать лет, и до последнего времени остаются близкими по духу людьми. Лайма вспоминает, что они познакомились в филармонии, когда Раймонд подошел к ней после прослушивания из темноты концертного зала и сказал, что берет ее в свой оркестр. Сегодня певица рассказывает, что Паулс — частый гость в ее доме, и даже строился он таким образом, чтобы «всем было удобно, и, скажем, Раймонд, когда приедет, мог поиграть на рояле». Лайма очень высокого мнения о Маэстро не только в плане музыки, она уверяет, что Паулс «мог бы быть даже президентом, и был бы хорошим президентом».
Человек, который во многом развил жанр советской эстрады и многое сделал для самых ярких звезд сцены: Пугачевой, Леонтьева и Вайкуле, сегодня сторонится написания популярной музыки, объясняя это тем, что «у каждого свое время», он уверяет, что «не может писать для молодых». Раймонд Вольдемарович зарабатывает на жизнь концертной деятельностью и снова, как и в молодости, увлечен джазом. Однако его ближайшие коллеги по цеху лишь посмеиваются, слыша такие заявления от Маэстро. «Раймонд может все, — говорит о нем Александра Пахмутова, — просто не хочет иметь ничего общего с сегодняшним шоу-бизнесом».