Все фильмы Ирины Евтеевой выполнены в особой технике свето-живописи, сочетающей игру актеров с живописными лессировками: «Лошадь, скрипка… и немножко нервно», «Эликсир», «Клоун» (Гран-при «Серебряный лев Св. Марка» Венецианского кинофестиваля), «Петербург», «Вечные вариации», «Маленькие трагедии»… Ее «Арвентур» по мотивам произведений Александра Грина в 2015 году отмечен «Серебряным Георгием» Московского международного кинофестиваля и стал лучшим азиатским фильмом по версии Международной организации NETPAC.
Свои фильмы она, художник-аниматор, называет фантазиями, и говорит, что придумывание фильмов совпало с придумыванием техники. Сначала идут съемки – натурные и в павильоне. Это самый короткий период работы. Затем начинается основная, анимационная съемка самой картины, где Ирина прорисовывает каждый кадрик путем смешивания на стекле разных проекций, световых и цветовых лессировок, экспериментирует с движениями (на это уходит много месяцев и даже лет). Краска становится главным действующим лицом каждой истории. «Реализма в моих фильмах нет, есть условный ряд, краски, свет, новые созвучия. Ассоциативно к кадрам, снятым в период заготовок, идут и другие, накопленный материал, подсмотренные проявления природы: снег, ветер, дождь, водопады, птицы и цветы и тому подобное», - объясняет Ирина Евтеева.
Сейчас она экранизирует «сверхповесть» «Ка» Велимира Хлебникова, некоторые мотивы поэмы «Медлум и Лейли». Включены в сценарий и факты биографии поэта-футуриста.
«Хлебников написал «Ка» в 1915 году, 100 лет назад. Когда я закончила свой сценарий, то случайно обнаружила, что произошло это день в день, с разницей в столетие!- рассказала Ирина Евтеева. - Я давно люблю поэзию Хлебникова. Он и философ, и поэт большой, и совершенный ребенок в жизни, не думавший о хлебе насущном. К сожалению, о нем сейчас мало кто помнит, кроме филологов и литературоведов».
Велимир Хлебников – выдающийся представитель Серебряного века, гений русской поэзии XX века, по определению Маяковского - «Колумб новых поэтических материков». Экстравагантная личность и в то же время тонкая незащищенная натура. О себе поэт писал: «Я, носящий весь Земной шар на мизинце правой руки… Знамя Председателя Земного шара всюду следует за мной». Его называли странным, городским сумасшедшим, человеком вне быта, а его стихотворения – заумными. Именно он оказал влияние на Маяковского, Мандельштама, Цветаеву, Пастернака, Заболоцкого и других поэтов.
«МК» побывал на петербургской студии RWS, где проходят съемки основы «Творений…». На съемочной площадке - Древний Египет, страна фараонов, где существуют образы, созданные Хлебниковым. Поэтому – трон Фараона, рядом – его рабы, и жрецы, посредники в общении людей с миром богов и духов… И Поэт - молодой человек, похожий на большую удивленную птицу.
Действие происходит в Петрограде времен Первой мировой войны. Но герои Хлебникова живут вне пространства и времени. Поэтому они свободно перемещаются в пространстве, оказываются в Древнем Египте, Сирии, где с Поэтом происходят удивительные кармические перевоплощения. По египетской мифологии Ка – это жизненная сила, существующая отдельно от своего «господина». Ка – не сами люди, а их материализованные души.
В команде Ирины Евтеевой – знаменитые ленфильмовские мастера: оператор Валерий Мюльгаут, художник-постановщик Наталия Кочергина. За хореографию отвечает Владимир Аджамов. На протяжении 30 лет был ведущим танцовщиком Малого оперного театра, ныне – Михайловского. А еще Аджамов сыграет в фильме роль Аменофиса. Производством картины занимается киностудия Proline Film продюсера и кинокомпозитора Андрея Сигле. И музыку будет писать Сигле – всё, как в «Арвентуре».
Роль Поэта исполняет Владимир Кошевой (Родион Раскольников в «Преступлении и наказании» Дмитрия Светозарова, поэт Николай Гумилев в фильме «Луна в зените» Дмитрия Томашпольского, князь Юсупов в сериале Андрея Малюкова «Григорий Р.»).
Вот что Владимир Кошевой рассказал «МК»:
- Сегодня снимаем египетскую сцену - сложнопостановочную, в ней много движений, заняты артисты Михайловского театра. Мы долго репетировали. Поэт, которого играю я, вместе со своим Ка встречается с Эхнатоном, его Ка и с Нефертити. Это фильм визуальный, здесь не столько слова важны, сколько изображение. Сначала записали фонограмму фильма – я прочитал закадровый текст и основные диалоги на пленку. Режиссер дает команду, звуковики включают тот или иной эпизод, и это помогает артистам войти в нужное состояние.
- Работая над образом Хлебникова, что нового для себя вы открыли в этом человеке?
- Маяковский называл Хлебникова честнейшим рыцарем поэзии. А рыцарь – благородный, великодушный человек, абсолютный бессребреник, верит делу, которому служит. Велимир был чудаком-экспериментатором, хулиганом, увлекающимся, широким человеком с безграничной фантазией, придумывал новые слова, ориентируясь на ритм, звук, на природу. Мне очень нравится его выражение, что есть слова, которыми можно видеть – слова-глаза, и есть слова-руки – которыми можно делать. По-моему, это интересно.
Пришло время, когда Хлебникова, наконец, по-настоящему оценят. В то непростое время, когда появился футуризм, как оппозиция буржуазии, поэты смеялись над всем буржуазным, «правильным». Первый футуристический манифест стал пощечиной общественному сознанию, вкусу. Соединить несоединимое, раззадорить, раздразнить – было основной задачей, идеей Хлебникова, то, чему он служил.
Хлебников был сыном ученого-орнитолога, прекрасно знал мир птиц. Говорили, что он похож на странную большую птицу, летающую высоко над человечеством. Его жизнь – короткая и стремительная. Знаете, какой у этого человека был страшный финал? У него отнялись ноги, его плохо лечили, и он умер в 36 лет. У нас в фильме есть визуальное решение, что поэт обезножен, он птица, поэтому я все время сажусь в какую-то позу, стою на одной ноге (как любил делать Хлебников), либо подбираю ноги, босой…
- Вы ведь не в первый раз встречаетесь с Ириной Евтеевой на съемочной площадке…
- С Ириной Евтеевой работать очень интересно. Я снимался в ее фильмах «Маленькие трагедии», «Арвентур». Она всегда возвращает меня в мое детство, в мои мечты, игры, фантазии. Сегодня мы снимали сцену пробуждения Поэта, и я вспомнил себя в детстве, свои ощущения: раннее утро, солнце светит в лицо, я вижу тень на полу, и ветка сирени колышется за окном. У каждого это было, но Ирина Евтеева дает такой мощный, энергетически правильный посыл – светом, декорациями, костюмами, что ты возвращаешься в свои воспоминания. У нее на площадке нет ничего случайного, все создается по крупицам.