Больше всего здесь мебели. Вот художник с открытым ртом и высунутым кончиком языка возится с деревянным столом Максима Горького: коричневой краской бережно зарисовывает выцветшие места и оценивающе приглядывается к каждому мазку. Но одной краской его не спасти! Предмет в жутком состоянии: изрядно изъеден жуками и изувечен бесчисленными порезами. Ножки потрескались и отвалились. Невооруженным глазом видно, что они длиннее обычных, причем на 8 см. Писатель вынужден был заказать их такими из-за роста в 193 см. Набивка василькового цвета сохранилась в разодранном состоянии, зато с белесым следом, который Горький оставил подстаканником. Этот стол и стул (уже отреставрирован) Горький приобрел в 1896 году, а сейчас они хранятся в его нижегородском музее.
Море вещей поступило из музея-заповедника Тургенева «Спасское-Лутовиново»: односпальная кровать из ореха, стулья с голубым шелком, шкаф, кресло с оливковым бархатом и даже портрет писателя. Мастер по графике признался, что реставрацию картины провели бесплатно. В центре часто такое бывает. Если музей обращается для приведения в порядок крупных предметов, то что-нибудь маленькое ему обязательно ремонтируют в качестве бонуса.
— Мастер старается по минимуму изменить предмет и максимально приблизить его к жизни известного человека, — признается заведующий отделом реставрации мебели Роман Студенников. — В большинстве случаев обходимся укреплением конструкции и восполнением основных деталей. Если моль проела набивку при жизни писателя, то мы не можем заменить ее новой тканью — приходится что-нибудь изобретать. В этом году очень часто сталкивались с этими проблемами! Литмузеи получили в честь ГЛ бюджет — и ломанулись к нам. Больше всего запомнилось, как мы делали настенное зеркало и шкаф-монашку для «нехорошей квартиры» Булгакова, карточный стол для блоковского Шахматова и три кресла для чеховского Мелихова. Предметы настолько зацепили мастеров своей энергетикой, что они взялись за прочтение книг этих писателей. Булгаков так нас увлек, что осилили большую часть его сочинений…
За мебельной мастерской следует тканевая. Вот пальто Антона Чехова из Мелихова. Считается, что оно было подарено заботливым писателем своему отцу Павлу Егоровичу после переезда из Таганрога в Москву. Здесь же — издание «Каштанки» с автографом Чехова на титульном листе. Есть и редкая скатерть с подписью Александра Блока. Поэт оставил свой автограф, когда гостил у Менделеевых в Боблове. Эту скатерть прозвали «визитной», поскольку все гости усадьбы по традиции расписывались на ней мелом. Затем хозяйка дома тщательно вышивала росписи нитками разных цветов. Эти цветные автографы, среди которых и подпись Дмитрия Менделеева, были укреплены и частично восстановлены.
Еще с именем Блока связывают черный веер из страусиных перьев, принадлежавший оперной диве Любови Дельмас. В отдел кости аксессуар поступил в утильном состоянии: без штифта, половины перьев не было, а те, что сохранились, были грязными и ободранными. Именно с этим веером Дельмас выступала в роли Кармен и поразила сердце Блока. Сейчас он принадлежит музею Менделеева и Блока. Там сохранились строки поэта, адресованные певице: «…смотрю на Вас в «Кармен» третий раз, и волнение мое растет с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюблюсь в Вас…»