На стенах здесь — русское раздолье, парадоксальное и бесхитростное. Маковки церквей подпирают упругие облака. Крестьянки исключительно в платках тащат хворост и забавляются игрой на аккордеоне. Нет и следа коммунистической механизации: автомобилей, тракторов и зерноуборочных комбайнов. Вместо этого — стога сена, лошади на выпасе, поросята и старомодные сельскохозяйственные инструменты (мотыги, косы, грабли). И никаких признаков воды: ни лужи, ни озера, ни реки. Только пестрые дома накрыты лоскутными одеялами крыш.
Новиков — новатор. У кого еще вы встретите зеленые, розовые, синие физиономии и деревянные шеи, руки и ноги крестьян? Да еще когда они по воздуху летают со своей домашней скотиной. Он сознательно и принципиально остается художником земли и деревни. Все эти хаты и заборы, игрушечные коровки, бабки в платках и парни в кепках населяют его картины вот уже полвека. Они моментально узнаваемы — типажом и ухваткой, сапогами и ватниками.
После выставки разговариваю с Новиковым-младшим об отце.
— Название экспозиции «Метаморфозы» говорит об изменении сознания художника или героев его картин?
— Речь идет о художнике. Мы с куратором, академиком Ольгой Томсон, в Музее современного искусства и в Галерее Зураба Церетели показываем картины отца, написанные за 60 лет. Представляете, как за это время изменилось его сознание?
— Еще бы! В каких местах он вдохновляется? Крестьян же почти не осталось.
— Сейчас отец живет и пишет в Зарайском районе Подмосковья. Часто выезжает в Рязань, Луховицы, Коломну. Там находит кривые улочки, бабок, пьяных и трезвых мужичков. А еще творит, обращаясь к воспоминаниям, так как родился в деревне Кошелево Воронежской области.
— Как ему удалось не уйти в негатив или социальщину?
— Он большой ребенок. Живет спокойно в деревне, творит и смеется. Не думает о том, что нужно понтануться и предъявить визитную карточку. Ему повезло, что есть я, который всем этим занимается. Плюс его жена, как ледокол «Ленин», разгребает за него все социальные проблемы. В общем, отец не испорчен чернухой и коммерциализацией.
— Как сегодня удается выдерживать конкуренцию, когда пишут все подряд?
— Я давно живу в Швейцарии и, как порядочный сын, продвигаю его картины за границей. Там его больше знают, чем здесь! А в России издал 450-страничную монографию о нем, ведь недавно он получил звание академика.
— Художник много пишет?
— Творит каждый день, причем на чем угодно: на картонках, кирпичах, деревяшках, даже подносах и часах.