В день открытия форума в Мраморном зале Российского этнографического музея состоится презентация интерактивной выставки «Территория культуры». Присутствовать на ней будут министры культуры разных стран во главе с Владимиром Мединским. В целом Санкт-Петербургский форум призван рассказать о культурной политике России за последние 10–15 лет и обозначить ее направления в 2016 году.
Конференция «Кино на большом экране. Реставрация и развитие» начнется в Главном штабе Эрмитажа, а потом продолжится на «Ленфильме» и Студии документальных фильмов. Разговор, модератором которого станет кинорежиссер и актер Федор Бондарчук, пойдет об открытии новых кинозалов в городах, где живет менее 100 тысяч человек. Презентуют список российско-советских фильмов, рекомендованных к включению в программу ЮНЕСКО «Память мира». Пока в ней нет ни одной нашей картины. Познакомят участников форума с мультимедийным проектом «Петербург как кино». Посетители сайта смогут совершить виртуальную экскурсию по местам, где снимались ленфильмовские картины. Представят также проект «Петербург. Селфи», над которым работают семь женщин-режиссеров, в частности Рената Литвинова и Авдотья Смирнова. О первом полнометражном фильме «Софичка» по повести Фазиля Искандера расскажут представители фонда Александра Сокурова «Пример интонации» во главе с мастером.
Ожидается съезд ведущих специалистов музеев кино со всего мира. Они обсудят проблемы сохранения архивного наследия. Марлен Хуциев представит документальный фильм Михаила Ромма «И все-таки я верю», который после смерти Ромма Хуциев завершал вместе с Элемом Климовым и Германом Лавровым.
А еще Федор Бондарчук откроет выставку "Прибытие кино в Россию" в музее Фаберже. Предъявит все: от немого кино и первых киносъемок до расцвета советской монтажной школы 1920-х годов. Будет и про поездку в Россию братьев Люмьер, которым удалось заснять коронацию Николая II. Покажут игровые фильмы, снятые преимущественно французскими операторами на русские исторические или фольклорные сюжеты («Понизовая вольница», «Смерть Иоанна Грозного»). Не забудут про Первую мировую, когда в ходу у наших режиссеров — салонные мелодрамы, роскошные декорации, медлительные жесты, Вера Холодная замирает в тщательно выстроенных мизансценах в пику суетливому и поверхностному Западу… Закрывает выставку Сергей Эйзенштейн. Неслучайно «Прибытие кино в Россию» проведут в музее дворца Нарышкиных–Шуваловых. Начало XX века — это не только эпоха активного развития кинематографа, но и время расцвета отечественного декоративно-прикладного искусства, символом которого стал гениальный русский ювелир Карл Фаберже.
Что касается литературы, то ударным ее событием на форуме станет конгресс «Русская словесность в мировом культурном контексте. Итоги года литературы». В нем примут участие 200 русскоязычных писателей, поэтов и ученых из России и зарубежных стран. Среди которых — Евгений Евтушенко, Игорь Волгин и Алексей Варламов. «Помимо научных результатов, которые принесет Конгресс, очень важно, что участники из разных регионов и стран мира смогут собраться в одном месте, посмотреть друг другу в глаза, «обняться душами». Именно такие мероприятия позволяют сохранить единое русское культурное пространство, несмотря на границы и расстояния!» — сказал президент Фонда Достоевского Игорь Волгин. В рамках Конгресса состоятся не только деловые и научные мероприятия, но и события для широкой публики, в том числе: встреча читателей с Евгением Евтушенко, вечер поэзии, встреча писателей с журналистами и презентация новых книг писателей в рамках подведения итогов Года литературы.
За балет на форуме отвечает Борис Эйфман. В Александринке он даст «По ту сторону греха» на музыку Вагнера, Мусоргского и Рахманинова. Это новое пластическое прочтение хореографом романа Достоевского «Братья Карамазовы». «Мы хотим показать, что литература имеет колоссальное влияние на балетное искусство. И наоборот: будучи переосмысленной с помощью пластики, она претерпевает удивительные метаморфозы. Слово превращается в жест, движение, а это совершенно другой язык — язык танца. Сочетание мудрости, заложенной в тексте, и живой эмоциональной энергии тела создает принципиально новое искусство», — признается Борис Эйфман. Кстати, после спектакля его участники расскажут об истории создания, художественном и хореографическом своеобразии «По ту сторону греха».
Но любителям высокого искусства балета не достаточно — оперу тоже подавай. Здесь Мариинка выручит «Макбетом», самой цельной и самой драматичной оперой Верди. Этот безусловный шедевр как меломаны, так и специалисты считают оригинальным и важнейшим созданием итальянского композитора. Будет трудно с ними не согласиться, послушав оперу в исполнении Владислава Сулимского, Михаила Петренко и Сергея Скороходова. Леди Макбет Татьяны Сержан — персонаж совсем не однозначный (хоть Верди и говорил, что она должна звучать, как исчадие ада). Она может быть волевой и обольстительной, по-матерински заботливой и испуганной, властной и просто «выключенной из реальности», как в сцене сумасшествия. Сержан выдаст эти черты характера, создав сложный образ и не забыв про вокальное совершенство.