— Ну вот представьте, — говорит глава Росгосцирка Вадим Гаглоев, — выпустили в провинциальном театре хороший спектакль. Но пока его не привезут на «Золотую маску», никто о нем не узнает. И только после показа в Москве все о нем начинают шуметь… То же самое и с цирком — вы спрашиваете: есть ли у нас новые постановки? Они есть, но без столицы их как будто и нет…
Риторика гендиректора была бы оправданна еще лет десять назад, но сегодня, пока Росгосцирк постепенно ветшал, сами собой выросли конкуренты — это и (в широком смысле) цирковое дело братьев Запашных, да и, собственно, Никулинский цирк... Делать вид, как будто их нет, — непродуктивно. Хотя Гаглоев и его зам Олег Чесноков сами говорят, что «нельзя в одну воду войти дважды».
И Гаглоев, и Чесноков открытым текстом (чего не было еще даже два года назад) признают, что прежняя дивертисментная система себя изжила. Но переходить на новую — на систему оперативных спектаклей (что блестяще внедрили на Вернадке Эдгард и Аскольд Запашные) — не так-то просто. «Искусство — тонкая материя, — говорит Чесноков, — попробуйте перестроить артистов, привыкших отработать один лишь свой номер и ни о чем больше не знать». Как их заставить выходить в разных образах в одном спектакле, потом в разных — в другом? Как приучить к этому зрителей по стране, привыкших к «большим человекообразным обезьянам весь вечер на манеже»?..
Кстати, об афишах. Гаглоев анонсировал тотальный ребрендинг компании Росгосцирк, что называется, на всех фронтах, начиная с афиш и заканчивая идеологией. Уже лет двадцать пять, если не больше, с афиш провинциальных цирков на нас смотрят обезьяны, львы, слоны, а имена артистов как бы при этом не важны. Гаглоев желает переломить это положение дел:
— Цирк должен рождать своих звезд; таким образом, афиша сама собой монетизируется — люди начинают идти на имя. Кстати, я коллекционирую старые афиши — это же целый жанр, прежде над ними колдовали лучшие художники, те же Кукрыниксы. И всегда был четко виден стиль Союзгосцирка. То же я хочу внедрить и сейчас…
Но тут же при этом добавил, что современный российский цирк (в отличие от советского) звездных имен не знает. Ну, разумеется, он не позволит себе Запашных включить в число звезд. Увы или не увы, но те, из кого можно будет слепить «звездные имена» (причем по-настоящему, без искусственного пиар-газирования), или только поступили в цирковое училище или только мечтают это сделать. Потому что придется формировать абсолютно новый тип артиста, заточенного на мобильное перевоплощение, в том числе жанровое. Хватит ли пороху на это у Росгосцирка — в то время, когда его покидают лучшие артисты?
Впрочем, это «покидание» абсолютно руководство компании не раздражает:
— Династии от нас не ушли; ушли прокатчики — кстати, заметьте, очень не бедные люди, не согласные с нашими условиями. Но мы по-прежнему открыты для всех…
На предстоящем Культурном форуме в Питере Гаглоев открыто выложит на обсуждение профессионалов все больные темы: почему в цирк категорически не идет инвестор, почему нет свежих идей, почему нет звездных имен… Сегодня, по счастью, никто не замалчивает серьезного жанрового кризиса, при котором стало ясно, что на старом цирке уже не протянешь. Опять же вопрос: даже имея на руках диагноз, сможет ли Росгосцирк сам справиться с болезнью?
В качестве лекарей в ближайшее время на «Фонтанку» (который — как ожидается — станет флагманским цирком компании) будут приглашены Олег Попов (приедет как на открытие цирка — 15 декабря, так и отработает там же по восемь реприз в каждом спектакле «Пусть всегда будет солнце», начиная с февраля), а также легендарный клоун Дэвид Ларибле и бродвейско-дюсолеевский артист и режиссер Дэвид Шайнер в качестве постановщиков нового будущего шоу. «Надо менять психологию (и артистов, и зрителей)!» — заявляет Гаглоев, хотя… пока все дыры успешно затыкаются лишь костюмированным шоу Гии Эрадзе (господи, что бы без него делали?).
Но — опять же повторю: как бы ни расписывалось в красках будущее Росгосцирка, важно понимать, что мы существуем в конкурентной среде, и делать ставку только на одного игрока (имея в лице Запашных второй готовый Росгосцирк) как бы неправильно. Как неправильно не замечать, что Цирк на Вернадского является сегодня самым передовым цирком — как минимум в СНГ.