Прежде технологическое исследование «Черного квадрата» делали лишь раз — в 1990-х годах. Но тогда у специалиста Третьяковки Мильды Витуриной возможности были ограничены — она пользовалась микроскопом и рентгеном. Теперь отдел научной эксперты ГТГ не только заново провел рентгеновские исследования на более современном оборудовании, но и сделал химический анализ на лазерном бесконтактном приборе (не требующем снятия проб). Находок оказалось немало.
Во-первых, напомним, удалось выяснить, что под черным слоем не одно, а два цветных изображения: первоначальная кубофутуристическую композиция и протосупрематическая сверху. Очевидно, у художника загрунтованные холсты были в дефиците и он брал уже использованные.
Во-вторых, на полотне нашли отпечатки пальцев Малевича. Их, кстати, и Виктурина замечала, она считала, что художник буквально «лепил» картину, и это версия подтверждается.
В-третьих, на белой поверхности «Квадрата» обнаружена надпись: «Битва негров в темной пещере». Именно так называется картина французского писателя, известного своими абсурдистными выходками, Альфонса Алле. Одним из самых известных его приколов стала серия монохромных картин с веселыми названиями: «Битва негров в пещере глубокой ночью» (полностью черный холст в раме), «Первое причастие хлоротически-бледных девушек в снежную пору» (белый), «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами» (красный).
Малевичу было три года от роду, когда в Париже прошла такая премьера. Супрематист, пусть и не имел системного художественного образования, наверняка, знал об Алле и его экспериментах. Как выяснилось, уже после создания «Черного квадрата» Малевич написал название картины Алле на своем холсте. Почему?
— Надпись сделана сделана по-сухому карандашом, а значит, начертана на готовом произведение спустя определенное время после создания. Это надпись самоироничная, шутливая. Малевич, очевидно, не сразу осознал значение своей картины, ее масштаб, - считает старший научный сотрудник отдела живописи первой половины ХХ века Ирина Вакар.
Действительно, только спустя несколько лет после выставки «0,10» (19 декабря 1915 год — 17 января 1916 года), где состоялась премьера «Черного квадрата» , Малевич начал писать статьи, обосновывающие его идеи. Плотно занялся теорией уже в Витебске, где преподавал в художественном училище, - то есть с 1919 года.
Была, впрочем, версия, что название картины Алле мог написать на «Черном квадрате» один из первых зрителей, однако она потерпела крах. Дело в том, что на выставке «0,10» холст видел в «красном углу» и до него нельзя было дотянуться. А позже картину вечно вешали вверх ногами (говорят, заметив это, Малевич ни чуть не расстроился и даже не попросил перевесить), так что и тут сторонний человек не мог сделать надпись.
И наконец, самая интересная находка — многосоставный черный цвет. Как выразилась директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, в «Квадрате» Малевича есть «особенная глубина и бездна черного». Чтобы добиться такого матового цвета, эффекта «бездны», художник вручную смешал в определенных пропорциях три темных краски.
Черную железно-окисную краску — охру, черную органическую краску, которую мы определили как жженую кость, и арсенит меди, это темно-зеленая медная краска, - поясняет «МК» кандидат химических наук, заместитель заведующего отдела научной экспертизы Елена Любавская. - Чтобы добиться нужного цвета, он экспериментировал, искал соотношение. Допустим, если бы он использовал больше арсенита меди, то получился бы черно-зеленый квадрат. Значит, художник думал, готовился, работал сознательно, а не спонтанно.
- В других работах Малевича встречается такая смесь цветов?
- Пока сложно сказать — мало исследований. Но наши коллеги из Русского музея подтверждают, что Малевич использовал арсенит меди и жженую кость в работах, которые хранятся в их собрании. Может быть, это для него характерный прием, излюбленная краска. Это предстоит еще исследовать.
В ближайших планах у специалистов ГТГ — изучить «Портрет М. В. Матюшина» (1913). Также будет продолжено исследование его соседа по залу — легендарного «Черного квадрата». Исследователи уверены, что шедевр хранит еще немало тайн.