— Впервые фестиваль целиком проходит в родных стенах?
— Да, в киноконцертном зале нового корпуса. В прошлом году там было пробное открытие. Но с полным набором аппаратуры мы работаем впервые. Если раньше у нас был зал на 200 мест, то теперь — на 650, оснащенный современным оборудованием.
— И что еще удивительного произойдет? Скучно же идти по накатанному.
— В течение 3–4 последних фестивалей мы практически все отдали на откуп студентам — организацию, околофестивальную жизнь, проведение показов более чем в 40 регионах, интернет-вещание. Раньше мне приносили сценарии открытия и закрытия, я их читал. А сейчас этого не делаю. Что студенты придумали, то и будет. Скучно на фестивале быть не может, потому что каждый год мы видим по 100-150 новых фильмов. Один на другой не похож, как и сами студенты. Они к нам приезжают более, чем из 30 стран. Всегда интересно посмотреть, что у них есть хорошего.
- Поскольку фестиваль-своего рода выставка достижений ВГИКа, чем можете похвастать?
- Мы привлекаем к образовательному процессу преимущественно вгиковцев, молодых и уже проявивших себя в большом кино. Александр и Владимир Котт набрали мастерскую. Не секрет, что большие конкурсы во ВГИК связаны не только с тем, что наш старейший вуз привлекателен сам по себе, но еще и имена мастеров имеют значение.
— Как всегда, на первом месте актерский факультет по привлекательности? Ничего не меняется?
— У нас конкурсы все такие же. Даже демографический кризис, сопровождавший последние 2,5 года, когда по стране было на 2,5 миллиона меньше выпускников школ, ВГИК не почувствовал.
— И «в джазе только девушки»?
— Во ВГИКе шестьдесят процентов девушек. Я узнавал: во французской киношколе La Femis такая же ситуация. Это общемировая тенденция. Девушки берут свое. Они упорные, целенаправленные и лучше подготовлены.
— Что дает фестиваль? Проведете его, а дальше?
— Как и любой фестиваль, он дает ориентиры, выявляет тех, на кого надо равняться. Призером самого первого в 1961 году стал Андрей Кончаловский, потом — Андрей Смирнов. Есть распоряжение правительства, и уже два года подряд молодым и самым талантливым студентам дают возможность снять два художественных проекта по рекомендации мастеров, час документального и час анимационного кино. Это своего рода мостик вхождения в большое кино и стимул для ребят. Документальный фильм «Дух в движении» мастерской Сергея Мирошниченко получил президентскую премию и стал официальным фильмом Паралимпийских игр. 20 наших студентов работали над этим проектом.
— Но судьба студента сегодня печальна? Нужен ли он кому-то по окончании ВГИКа?
— Как показывает практика, основная часть наших студентов находит работу в кино и на телевидении. Если взять данные 1927 года, а у нас учет ведется с этого времени, так мы каждый год набирали по 22–25 режиссеров, актеров и так далее. Значит, эта арифметика оправдана жизнью. Все гениальными быть не могут. По-разному складывается жизнь. Но сейчас Минкульт обязывает всех, кто получает государственные средства, брать на практику студентов, привлекать их к работе на съемках больших картин. Это выгодно и кинокомпаниям, и нам.