Защищены ли москвичи, посещающие кафе и рестораны? Какие меры безопасности предпринимают сотрудники едальных заведений российской столицы? Тем более что и в Москве была совершена попытка — к счастью, неудачная — взорвать питейное заведение: в июле 2003 года террористка-смертница Зарема Мужахоева вошла в «Мон-кафе» на 1-й Тверской-Ямской с бомбой, но в последний момент передумала умирать.
— Давайте понимать, что для парижан кафе — это место их ежедневного пребывания, — рассуждает юрист Федерации рестораторов и отельеров Мария ОРЛОВА. — Они там завтракают, обедают и ужинают. У нас другой менталитет: мы в основном едим дома. Поэтому, если террорист попытается совершить что-то в таком заведении, это не создаст необходимой ему шумихи. Конечно, случиться может все что угодно, но эти заведения, как нам кажется, террористам неинтересны. Тем более что из-за кризиса ходить в кафе москвичи стали реже.
Как говорит Мария, каждое кафе имеет свой паспорт безопасности, объекты охраняются. «Я не думаю, что в парижских кафе есть охрана, — продолжает юрист. — А мы в этом плане пуганые. Силовиков, переодетых в официантов, или бронированных стекол в ресторанах нет, но требования очень жесткие. Даже если у кафе нет охраны, то в любом случае есть «тревожная кнопка» — возможность связаться с полицией». Мария отметила, что персонал в любом случае наблюдательно относится к посетителям, заостряет внимание на нестандартных клиентах.
— Русских в который раз спасает их зима, — добавляет распорядитель кафе в русском стиле Алексей. — Сейчас похолодало, уже выпал снег, все веранды убраны.
Действительно, на данный момент все летние веранды убраны до 1 апреля 2016 года. Это в определенном смысле играет на руку безопасности заведений общепита.
Алексей пояснил, что на случай террористической атаки в помещении есть «тревожная кнопка»: спецслужба приезжает через три-четыре минуты. Но само происшествие они вряд ли предотвратят: экстремисты действуют молниеносно. «У нас есть план эвакуации, — поясняет мужчина, — но никто не предполагает и не ждет такого поворота событий, как в Париже».
Однако, как оказалось, некоторые рестораны не могут позволить себе даже такие элементарные меры защиты. «У нас нет никаких охранников — это даже не предусмотрено. На какой-то экстренный случай можно воспользоваться планом эвакуации, он висит на стене. А так персонал не готовят, мы не устраиваем каких-либо учебных тревог или тренировок», — рассказал администратор одного из кафе в самом центре столицы, на Садовой-Самотечной.
* * *
Другой объект нападения террористов — театр «Батаклан», где проходил концерт рок-группы. Здесь у нас, увы, есть печальный опыт захвата Театрального центра на Дубровке. Что изменилось или еще изменится в увеселительных заведениях после парижской трагедии?
Одновременно с трагическим выступлением в «Батаклане» Eagles of Death Metal в Москве, в клубе «Стадиум Лайф», шел концерт питерской группы «Сплин». На следующий вечер, когда все уже знали о ЧП, там же выступала латышская команда Brainstorm. Меры безопасности, в принципе, были на уровне — многочисленная охрана на входе, личный досмотр, проверка поклажи и т.д. В принципе, маловероятно, чтобы кто-то мог проникнуть в зал с бомбой. Но если будет массированная атака, что смогут противопоставить террористам охранники? Опять же в самом зале секьюрити не наблюдалось вообще.
Впрочем, здесь есть свои тонкости, в том числе бюрократические.
— Деятельность по изменению или усилению мер безопасности в государственных театральных учреждениях регулируется его учредителем, — объясняет «МК» директор театра имени Вахтангова Кирилл КРОК. — Театр самостоятельно не имеет права нанимать вооруженную охрану или вводить любые другие нововведения. Сегодня все наши зрители проходят через рамку металлоискателя. Исключения ни для кого нет. Если у кого-нибудь что-то звенит, его личные вещи проверяет сотрудник охраны.
В другом крупном столичном театре «Геликон-опера» за безопасность ручаются головой. «Рамки металлоискатели у нас стоят. Охрана дежурит не в одиночку, а со стюардами. Постоянно проводим инструктажи по безопасности с сотрудниками. Что уж там, каждое движение фиксируется камерами наблюдения! Но этого нам недостаточно. Совсем скоро обратимся в Департамент культуры для увеличения постов охраны», — рассказывает административный директор Владимир ГОРОХОВ.
С большими театрами все понятно. Бюджет приличный, как следствие, и безопасность на высоком уровне. Сам собой напрашивается вопрос: насколько тщательно охраняются маленькие театры? Об этом мы пообщались с пресс-секретарем детского театра «А-Я» Светланой КОЧЕРИНОЙ. Выяснилось, что охраны у них вообще нет! Не подумайте, что учреждение частное и владелец решил сэкономить на безопасности. Он государственный! А маленьким государственным театрам запрещено нанимать охранников — «просто не положено в штате иметь такую единицу, и все». Дурацкий закон не обойти! Одно радует, что входная дверь в «А-Я» всегда заперта, а около нее установлена камера слежения. Чтобы попасть внутрь, посетители звонят в звонок. В это время администратор рассматривает гостей на экране: если они пришли с детьми и внушают доверие, то их запускают.
Что касается Домов музыки, то охрана там не дремлет. Смотритель Московской филармонии Олег рассказал, что у них начался усиленный режим безопасности после французского теракта. Количество смотрителей увеличили в два раза и установили дополнительные камеры наблюдения. Кроме охранников в форме по филармонии теперь снуют люди в штатском.
А что же печально известный ДК «Московский подшипник», в прошлом — Театральный центр на Дубровке? С 2009 года там открыт цирк танцующих фонтанов «Аквамарин». Удалось связаться с его администратором и узнать, что меры безопасности в нем соблюдены стандартные: охрана, камеры слежения и рамки. Все это было установлено при открытии цирка. А сразу после теракта в Париже артистам цирка запретили проходить через служебный вход, где нет рамок металлоискателя. Кроме того, сотрудникам «Аквамарина» теперь нельзя приводить гостей.