О том, что под квадратом сокрыт разноцветный сюжет, было известно давно. Даже невооруженному глазу видно, что через кракелюры (трещинки на холсте, образовавшиеся со временем) проглядывают разные цвета. Но, как недавно выяснила научный сотрудник отдела научной экспертизы ГТГ Екатерина Воронина, «первоначальное изображение – это кубофутуристическая композиция, лежащая под "Черным квадратом", а цвет, который вы видите в кракелюре, – это протосупрематическая композиция». К тому же рентген работы Малевича показал, что на одном из красочных слоев имеется надпись — несколько букв не разборчивы, тем не менее можно различить фразу: «Битва негров в темной пещере». Это ни что иное, как сокращенное название абсолютно черного полотна, написанного более чем за 30 лет до «Черного квадрата» (в 1882 году) французским писателем, эксцентриком, известным своими острым языком и абсурдистскими выходками, Альфонсом Алле. Полностью «живописная шутка» звучит так: «Битва негров в темной пещере глубокой ночью».
Картина была впервые представлена на выставке «Отвязанного искусства» в Галерее Вивьен. Вслед за ним появилось и полностью белое полотно, похожее на картину «Белое на белом» Казимира Малевича. Только у Алле его белый прямоугольник назывался так: «Первое причастие бесчувственных девушек в снегу» (1883 год). Есть у француза и «красный квадрат», картина именуется: «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами» (1884 год).
В общем, ясно, что для Алле эти монохромные эксперименты были чистым стебом и эпатажем. Впрочем, спустя годы Малевич, тоже изрядный выдумщик и мистификатор, всерьез заинтересовался живописными опытами Алле.
Специалисты из ГТГ считают, что, написав название картины Алле, супрематист вступил в заочный диалог с французским экспериментатором. Стоит добавить, что сегодня Альфонса Аллее по праву называют «тайным» предтечей минимализма и концептуализма и относятся к его фигуре намного серьезнее, чем его современники.
Кстати, последним исследованиям «Черного квадрата» ГТГ посвятит отдельный брифинг на следующей неделе. А до того искусствоведом запретили рассказывать подробности о находках, который случайно озвучили (видимо, от переизбытка чувств) на выставке «ВОКРУГКВАДРАТА ИЛИ В ОЖИДАНИИ ГЕРОЯ», посвященной 100-летию легендарной картины Малевича.
СПРАВКА «МК»: На выставке футуристов 1915 года «Черный квадрат» был повешен в красном углу — где православные вешали иконы. Собственно, поэтому критики тогдашнего времени и обратили внимание на картину.