МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Пахмутова и Добронравов предсказали революцию

За что запретили песню «И вновь продолжается бой»?

«Мы оказались на этом телеконкурсе, потому что здесь поют на русском языке, — объяснил их с Александрой Пахмутовой появление в финале соревнований молодых исполнителей Николай Добронравов. — Когда Аля (так Николай Николаевич называет супругу. — Т.Ф.) узнала, что на конкурсе такое требование, сразу сказала: «Я приду и все, что нужно, сделаю, чтобы в России пели по-русски». С радостью побежала», — поддразнил он супругу.

Фото: Татьяна Федоткина

— Я возражала как могла, — смеясь, отбивалась Александра Николаевна, чьи песни в канун ее дня рождения (9 ноября Пахмутова отметит свое 86-летие) звучали в полуфинале конкурса в исполнении претендентов на победу. Хотя по ее настроению было заметно, что действительно пришла на съемку с удовольствием.

Строго говоря, не просто любовью к песням на родном языке объясняется эта точка зрения — соревноваться надо на русском! — знаменитой пары Пахмутова и Добронравов, дело еще и в том, что петь на английском — а этим условием грешат сегодня многие конкурсы — намного легче.

Там совсем другие звуки, их проще произносить при пении, объясняла мне в свое время Александра Николаевна; человек выигрывает конкурс, а потом оказывается, что по-русски-то петь он не может: на это его таланта и голоса уже не хватает. Отсюда и идет засилье английской песни в ущерб родной, русской.

Пока Александру Николаевну стилисты готовили к выходу («Я выгляжу как маркиза де Помпадур», — посмеивалась она, наблюдая за тем, как изменяет ее лицо грим и прическа), Николай Николаевич рассказал про их совместный отдых в Сочи.

— Мы в последний раз были на море в 85-м году. Потом, в 90-е годы, было как-то не до этого, приходилось много работать... Потом опять всё не складывалось, так вот и прошло 30 лет. И наконец мы выбрались в Сочи! Нам очень понравилось!

— Коля плавал с дельфином, — восторженно поделилась Пахмутова. — Не в дельфинарии, а в настоящем море! Такой хорошенький! Вынырнул просто рядом!

Как оказалось, Добронравов очень хорошо плавает и до сегодняшнего дня заплывает далеко в море (22 ноября знаменитому поэту исполнится 87 лет).

— Я подарила ему ласты, акваланг, — рассказывала Александра Николаевна, — так он уходит в море, час нет чувака, полтора нет, потом появляется: «А я рыбу принес!». Все для семьи, — и Пахмутова снова рассмеялась.

Между тем, пока знаменитые поэт и композитор запросто общались с журналистом «МК», конкурсанты трепетали перед выходом на сцену. Это и немудрено — у песен легендарных соавторов полувековая история, их, как будто незнамо откуда, знает наизусть вся страна, даже те люди, которые родились уже после распада СССР, и эти песни принесли в народ поистине знаменитые исполнители. Кстати, некоторые произведения Пахмутовой и Добронравова имели пророческую судьбу. 

Фото: Татьяна Федоткина

Об одной — «И вновь продолжается бой» — Александра Николаевна рассказала отдельно: «Она была написана для финала 17-го съезда комсомола, это был 1974 год. Писали ее всю ночь с композитором и режиссером Виктором Бабушкиным, с ансамблем «Песняры» и Иосифом Кобзоном. Все было замечательно, и она прошла на съезде, а потом ее... запретили. И года два она вообще нигде не звучала. Нигде! Ладно бы сейчас, но тогда! Почему? Были ко мне претензии: зачем у меня там барабаны роковые? А они сладкие такие, барабаны эти! И к Николаю Николаевичу: что значит «юный октябрь впереди»? Сказали: «Вы что? Намекаете на новую революцию? На смену власти?» Кстати, да, так и случилось, только с датой немного ошиблись! Вот посмотрим через два года, хотя для нас, конечно, каждый год — это событие... Но в крайнем случае вы увидите, будут ли ее исполнять в 2017 году в столетие революции».

Будут ли петь про «юный октябрь» в 2017-м — это, конечно, всем нам еще надо дожить, чтобы узнать, но вот в тот вечер песен Пахмутовой прозвучало просто море. И не только в исполнении молодых, полных тщеславия конкурсантов. Члены жюри также отдали должное творчеству знаменитого тандема. В частности Диана Арбенина спела культовую песню «Нежность». «Нежность» удалась, и хотя сама рок-леди Ди заверила «МК», что ей не было сложно петь, чтобы высокоэнергетичной, по-рокерски рваной и дерзкой, сильной Арбениной показать нежность, ей пришлось опускаться в самые глубины собственной души, чтобы найти там созвучные песне эмоции.

Фото: Татьяна Федоткина

Вообще, Диана на этом проекте просто блистала женственностью, которая раньше не была слишком уж ей свойственна. Она постоянно демонстрировала маленькие платья, и не только черное, как советовала всем женщинам незабвенная Коко Шанель, но и сочных, ярких цветов.

А вот Валерий Леонтьев, выступив на конкурсе в очень редкой и нелюбимой для себя роли — вершителя судеб, оказался самым беспристрастным и неумолимым судией. Но, несмотря на всю безаппеляционность его решений, именно ему удалось на соревнованиях переломить и выстроить несколько творческих судеб: его решение оказалось судьбоносным для группы «N.E.V.A», которую маэстро отстоял и перед другими членами жюри, и даже перед организаторами конкурса, Юрию Кононову и Паулине Дмитриенко он дал столь ценные рекомендации по имиджу, что оба этих артиста, вняв советам, преобразились до неузнаваемости. Да и окончательное решение по самому звездному сыну и внуку шоубиза — Никите Преснякову, на этом проекте тоже пришлось принимать именно Леонтьеву. А телезрителям маэстро спел премьерную песню — блюз «Я уже там был».

Фото: Татьяна Федоткина

Конкурс закончен. В его финале все члены жюри: Диана Арбенина, Елена Ваенга, Валерий Леонтьев и Владимир Пресняков — вместе исполнили самую знаменитую песню Пахмутовой и Добронравова «Надежда». «У песен, как и у людей, свои судьбы, у «Надежды» — счастливая» — так сказала про свое, наверное, самое знаменитое творение сама Пахмутова.

Ну что же, надежду, что кто-то из молодых исполнителей действительно со временем пополнит звездный десант, дал нам и завершившийся телепроект.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах