Открыли его «Затерянным миром» - музыкальной сказкой о динозаврике с далекой планеты, обезьянке и попугае-генерале. Режиссер «Рыжего театра» Роман Светлов признается: «Эта работа – наш ответ голливудскому «Мадагаскару». Лучшим по художественному оформлению можно назвать «Странный цирк Марка Шагала» московского театра «Отражение». Он создан по мотивам произведений художника из серии «Цирк». Каждый эпизод – маленькая история из жизни Шагала. Детство – страна, из которой он не смог убежать, невзирая на мировые войны и революции. «Странный цирк Марка Шагала» - это театр теней с более чем 70 куклами.
Помимо российских спектаклей на фестивале представили работы из других стран. Из Венгрии привезли «Стоп тайм!» театра «Микроподиум». Куклы его основателя Андраша Ленарта - живые и естественные. Размером они меньше стандартных марионеток, за счет чего двигаются быстро и ловко. Не удивляйтесь, если в венгерском Эгере встретите кукловода Ленарта не только в театре, но и на улице – он любит порадовать уличных зевак.
Донецкий театр кукол дает «Стойкого оловянного солдатика». Оно и понятно, почему режиссер Анатолий Поляк выбрал персонажа Андерсена, ставшего символом твердости духа. Кстати, жюри фестиваля в лице 11-12-летних детей уже наградило артистов этого театра медалью «За мужество и верность профессии».
-- Мы очень горды, что наш театр не закрывался ни на один день, -- признается заслуженная артистка Украины Ирина Каракаш. – Даже под обстрелами у нас был аншлаг. Мест не хватало, мы впускали всех – спектакли смотрели стоя. Родители благодарили нас со слезами на глазах за то, что дарим их детям радость. По ночам во время мощных обстрелов ездили на стационарные спектакли (по субботам и воскресеньям) и думали – придет ли хоть кто-нибудь. Залы были полными. Впрочем, мы выбирались в детские сады и школы. Там на окнах висели одеяла, потому что снаряд мог в любой момент пробить стекло. Как ни пафосно это звучит, но рисковали жизнями. Ведь снаряды летели в любое место и время. Было очень страшно. Слава Богу, никто из наших артистов не пострадал. Но квартиры у нескольких актеров сильно повреждены. Люди живут без стекол, а сейчас холодно.
Продолжает конкурсную программу швейцарский «Маленький круглый поросенок» театра Крок Гиньёль. На сцене – два чемодана. Что же дальше? Постепенно артисты извлекают из них непривычные предметы и создают уютный мир для кукол. История оживает. Женщина находит золотую монетку и покупает на нее поросенка. Но упрямец не желает пройти по мостику, чтобы попасть домой. Тогда на помощь мадам приходят сказочные герои. Между прочим, артисты сами изготовляют реквизит, делают кукол в разных техниках и сочиняют музыку. А театр «Фру-фру» из Словении дает «Мой зонтик-воздушный шарик», где декорациями стали игривые детские рисунки. Девочка ищет потерянный мячик и отправляется на желтом зонтике в волшебную страну, где растут шляпы. Под занавес показали русское национальное шоу «Калинка-Малинка». Режиссер театра «Отражение» Борис Чернышов видит душу России в дымковской игрушке, павлопосадских платках, в узорах Гжели, Хохломы и Палеха. Все это соединяется на сцене в единый вихрь под задорные русские мелодии.
Нам удалось пообщаться с организатором фестиваля Романом Светловым. Три дня он живет как безумный Фигаро: одновременно умудряется быть на репетициях своих спектаклей, помогать приезжим артистам и быть ведущим фестиваля. Если надо (а надо постоянно) встречает и рассаживает детей – даже одевает их.
-- Роман, почему театр назвали «Рыжим»?
-- Я вообще люблю придумывать названия, например, для музыкальных групп и других творческих коллективов. В этот раз решил посоревноваться с самим собой в изобретении чего-нибудь оригинального, отвечающего духу театра. Мы вложили в это понятие разные смыслы: позитивный, солнечный и, еще один, особенный. Рыжие не такие как все. Их часто обижают и дразнят. Я считаю, что люди с этим цветом волос более яркие и интересные. Иногда даже пускаем рыжих без билета.
-- Уже с улицы становится понятно, что и театр у вас особенный…
-- Да, мы обосновались в квартире девятиэтажки. Я сам живу в этом доме. В течение года боролись за это помещение. В конце концов нам выделили пространство под культурно-просветительскую деятельность. Но государство нас не содержит – зарабатываем сами.
-- А на куклы хватает? Сколько их в вашей коллекции?
-- Хватает. Количество марионеток напрямую зависит от постановок. В нашем репертуаре почти из 15 спектаклей задействовано около 40 кукол, изготовленных под заказ. Не забывайте, что театру скоро исполнится три года. Стараемся радовать премьерами, для которых заказываем все больше и больше кукол. Вот, например, к 14 ноября готовим «Дюймовочку» для деток от трех лет.
-- Какова цель вашего фестиваля?
-- Подобрать проекты, отвечающие его стилистике. А она заявлена в названии фестиваля. То, что спектакли камерные, вы могли убедиться, посмотрев «Микроподиум». У его режиссера и исполнителя Андраша Ленарта все предметы были миниатюрными: балерины, клоуны и гармошки. Кроме того, все наши работы несут заряд юмора , теплоты и сердечности, которые ассоциируются с «Рыжим настроением». Почти все они дают надежду на свет и добро. У нас не андеграундный театр, где можно завернуться в целлофановый пакет и ругаться неприличными словами. Хотя некоторые из таких работ мне нравятся. У нас формат театра, который ближе к сердцу и солнцу.