Министерство культуры в рамках киногода планирует комплекс мер по развитию киноиндустрии, которой у нас по большому счету нет, сколько бы мы не пыжились. Государство как будто повернулось лицом к кинематографу. И зачастую вкачивает деньги в крупнобюджетную дребедень. Акцент сделан на так называемые фильмы-события, ориентированные на массового зрителя. Продюсеры - в превкушении дополнительных финансовых вливаний. Эйфория по поводу процветания киноотрасли искусственно поддерживается, а хороших фильмов почти нет. Кино в массе своей убыточно. Иногда продюсеры щеголяют цифрами, не всегда соответствующими действительности. Касса становится показателям всего. О качестве мало кто думает, чаще о том, как срубить лишний рубль.
Союз кинематографистов не стал ждать милостей от природы и выступил в этих непростых условиях с инициативой. Он просит средства у государства для учреждения новой кинопремии «Свободная пресса». У Никиты Михалкова уже есть «Золотой Орел», который буквально сел на голову своей предшественнице «Нике». Теперь у нас две национальные премии в области киноискусства. Но есть еще и «Белый слон», правда не у Михалкова, а как раз вопреки ему. Вручает его Гильдия киноведов и кинокритиков России, являющаяся структурным подразделением Союза кинематографистов и ненавистная его главе. К первому этапу голосования «Белого слона» привлекаются не только члены экспертного совета, но и широкий круг журналистов, пишущих о кино. «Белый слон» вскоре отпразднует десятилетие. А вырос он из «Золотого Овна», учрежденного в 1998 году отцом-основателем главного национального кинофестиваля страны «Кинотавр» Марком Рудинштейном. То есть премии критиков в общей сложности без малого 20 лет. После Рудинштейна ее подхватили новые руководители «Кинотавра» - Александр Роднянский и Игорь Толстунов. Пару лет подряд, благодаря их участию, церемония «Белого слона» проходила очень элегантно. Потом посильные средства на ее проведение выделало Министерство культуры. Надо же красавцев-слонов заказать мастерам, чтобы вручить лауреатам, найти помещение, как-то его украсить и гостей пригласить. Но теперь министерство даже на скромный грант с трудом раскошеливается. Хотя бюджет «Белого слона» наискромнейший по сравнению с запрашиваемыми Союзом кинематографистов миллионами. И ведь не откажут Михалкову. Как ему отказать?
Хорошо, что Гильдию киноведов и кинокритиков возглавляет крупнейший киновед и культуролог, программный директор Московского международного кинофестиваля Кирилл Разлогов. А то бы команда Михалкова и в известность никого не поставили о своих намерениях. А затея такова: запросить 3, 5 миллиона и учредить премию кинопрессы с нелепым для кинематографической акции названием «Свободная пресса». Тем более, что уже есть сайт с таким названием, где погоду делают Захар Прилепин и Сергей Шергунов. Судьбу новой премии должны определять журналисты всей страны, что хорошо, но требует решения некоторых задач. Не все наши коллеги на просторах необъятной родины имеют возможность следить за кинопроцессом, отсматривать всю выходящую кинопродукцию. Значит, надо предоставить им это право. В целом, физиономия новой премии пока не определилась, но запрашивается на нее солидный бюджет. Деньги, в случае одобрения инициативы, пойдут на счет Союза кинематографистов.
Критики решили не поддаваться настроениям и сделать некоторые шаги навстречу. Традиционный «Слон» будет вручаться, как и прежде, на фестивалях, выдаваться коллегам-киноведам за научные труды и книги. А вот аналог «Белого слона», то бишь «Свободную прессу» (но название это надо точно менять) хорошо бы с умом организовать, чтобы не было стыдно за ребрендинг. Кстати, название «Белый слон» не нравится кому-то вверхах, чуть ли не самому Михалкову. И этот кто-то (возможно, и не Михалков) объяснил, что само это понятие означает, извините, «результат мастурбации молодого солдата». Вот до чего договорились! В общем, если Гильдия киноведов и кинокритиков проявит непримиримость и гордыню, то будет у нас аж четыре кинопремии - «Ника», «Золотой Орел», «Белый слон» и «Свободная пресса». Если критиков лишат права определять состав экспертного совета, который хотя бы определит круг заслуживающих внимания картин, то тогда придется сказать Михалкову и его команде :«До свидания!». Никита Сергеевич только обрадуется.