МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Кирпич Булгакова и орфическая космогония

Литграфика

Муниципальная галерея «На Каширке» завершает российский Год литературы выставкой «Форум книжной графики». Это не просто «форум», а «FOR УМ» — «для ума» — так обыграли художники название. В самом деле, книги в виде деревянного колеса, которое надо вращать и читать тексты, или дверцы от стиральной машины с инсталлированным в нее глазом заставляют напрягать ум и думать: неужели это — тоже книги?..

Доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет? Фото: tvkultura.ru

На выставке, где представлено 60 художников, экспонируется книга во всем ее многообразии: от старопечатных первых книг Руси (например, «Апостол» — изданная первопечатником Иваном Федоровым в 1564 году, еще при Иване Грозном, первый русский букварь Кариона Истомина 1694 года, знаменитая «Юности честное зерцало» 1717-го, времен Петра Первого), книг ручной работы из Чехии и иллюстраций художников, представленных как картины, — до неординарных объектов, вызывающих вопросы… Так, на входе в зал зрителя встречает устрашающих размеров «Кирпич Булгакова» (автор Диана Майорова), который грозится упасть на голову, но «ни с того ни с сего» не упадет, потому что так написал Булгаков.

Почему «Соитие совков» (совки от лопат с текстами и картинками), жестяное ведро или настоящее деревянное колесо ХIХ века может быть книгой, которая читается с любого места, если вращать колесо?

— Идеей для такого «колеса» стали строки Гоголя из «Мертвых душ»: «Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?» — объясняет автор этих объектов Михаил Погарский, известный во многих странах художник книги и специалист бук-арта, то есть искусства книги. — А теперь в «колесе» — мои стихи. Тексты можно менять, «отправляясь в путь» по новому литературному произведению…

Михаил Погарский и его «Орфическая космогония». Фото: tvkultura.ru

Замечательна также его композиция «Орфическая космогония» с приклеенными к космическим орбитам «планетами» — крошечными книжечками. В центре композиции, разумеется, «Солнце-Пушкин». Каждая из книжечек, как папка с рукописью, завязана веревками, их можно развязать и читать… На выставке есть и деревянный стул, собранный из букв (автор Диана Майорова), напоминающий «наборные доски», как это называлось в книгопечатании (в них собирали буквы, составляя текст). Еще одна «книга» — настоящие картофелины с воткнутыми в них вилками, и к каждой прикреплено черно-белое архивное фото студентов Полиграфического института с поездок «на картошку» (автор Елизавета Петрова). Кира Матиссен представляет многозначный проект «Шредер», где настоящая книга постепенно растворяется, уничтожается, превращаясь в мочалку, — как обычно уничтожает документы специальная машина-шредер. Это хрупкость культуры или стирание смыслов? Французская художница Аннушка Броше (из русского рода Голицыных) с зеркалами, что перекликаются меж собой вопросами и ответами — прямо как у Ахматовой: «Только зеркало зеркалу снится, тишина тишину сторожит».

Выставка «Форум книжной графики» ярко демонстрирует, какой путь прошла книга в России и в мире, придя к бук-арту, в котором книга передает смысл уже не только текстом и иллюстрациями — смыслом становится сама форма книги. Книга превращается в объект, подсказывая, что и любой объект можно прочитать как книгу. А старинные печатные машинки в зале галереи подсказывают, с чего книга начинается…

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах