Эти ребята и сами по себе, как говорится в народе, «все такие противоречивые». Смотришь на них на площадке — и не совсем понимаешь, чего они хотят от своей музыкальной жизни, какую мысль доносят своими опусами. Невольно может закрасться смутное сомнение, что в творчестве единственный важный ориентир для них — не актуальные тенденции, личные вкусовые пристрастия, рок или панк-кумиры из дремучих годов, а признание массовой аудитории. Их крепко сколоченный 15 лет назад бэнд — коммерчески грамотно сделанный продукт. Но, говоря об идеологии и стилистике, совершенно непонятно, к какому направлению его можно отнести. Вспышками, во время отдельных гитарных партий, вспоминаются команды Linkin Park или Papa Roach, но назвать Fall Out Boy исполнителями альтернативы, как эти группы, язык не поворачивается. Претензия на хулиганство — редкие рычания бас-гитариста — вряд ли сравнятся с текстами и сценическими выходками Bloodhound Gang или даже The Offspring, ну а от определения «поп-музыканты» открещиваются сами участники команды, хотя оно им, пожалуй, подходит больше всего.
Прилипчивые припевы, которые, кажется, будут крутиться в голове даже ночью, хотя слышишь их впервые, простые гармонии, прямая бочка и танцевальный ритм — всеми этими поп-приманками пестрят песни Fall Out Boy. И каждой они как будто намекают: «ОК, мы будем такими, как вы хотите. Так нравится?..» Когда четверо румяных, сытых франтов очень хотят выглядеть на площадке панк-рокерами (для одной из песен они даже сделали целую видеонарезку, где тру-панки с ирокезами улыбаются, целуются и пьют пиво), выглядеть это может слегка комично, но народу нравится.
«Народ» в случае с FOB — преимущественно тинейджеры от 12 до 18 лет, самых юных из которых у входа в клуб после концерта ожидал целый родительский эскадрон. Впрочем, как могла бы сказать какая-нибудь сердобольная бабушка, «пусть лучше слушают такое, чем занимаются неизвестно чем». Очевидно, на своем юношеском фан-клубе, естественным образом обновляющемся с каждым годом существования группы, и держатся Fall Out Boy. Достаточно зайти на страничку клуба в Интернете, чтобы увидеть, какую бурную деятельность развели его участники: устраивают вечеринки, фактически «капустники», где делятся друг с другом своей художественной самодеятельностью, а в день концерта собрались за несколько часов, видимо, чтобы морально подготовиться к встрече с кумирами.
■ ■ ■
Пластинка, которую музыканты привезли в Москву, — шестая в дискографии группы и, по рассказам участников, была написана под впечатлением от многочисленных коллабораций, сложившихся пару лет назад. В 2013-м Fall Out Boy тайком записали альбом «Save Rock And Roll», на котором некоторые песни исполнили со специальными гостями — Элтоном Джоном, Биг Шоном, Фоксес и Кортни Лав. Потом предприимчивые парни отправились в совместное турне с Paramore и New Politics по всем штатам Америки, а параллельно копили идеи на новую работу.
«American Beauty/American Psycho» — альбом на пересечении стилей, в котором смешались элементы различных жанров — от панк-рока до поп-музыки, от Motley Crue до Сюзан Вега. Так говорят сами артисты о свежей пластинке и добавляют: «Кому-то он понравится, кто-то его возненавидит. Нам четверым он нравится, и этого достаточно, чтобы чувствовать себя счастливыми». Впервые Fall Out Boy открыто признались в том, что имеют отношение к поп-музыке, с агрессорами Motley Crue — преувеличили (FOB и по звуку, и по поведению гораздо более невинны, чем Томми Ли и его товарищи), а вот по поводу ненависти явно пококетничали: их творчество таких сильных негативных эмоций, пожалуй, вызвать не может.
Композиции Fall Out Boy — преимущественно ненавязчивый поп-рок, не вызывающий раздражения, ровный и достаточно однообразный. Изредка в нем проскальзывают интересные вступления, неожиданные ритмические перебивки и даже оригинальные вокальные партии, но потом все снова смешивается в достаточно пресную нотную кашу, которую, впрочем, публика «поедала» с большим удовольствием, как и то, что изредка говорили со сцены музыканты. Общительнее всех оказался рычащий басист, но, кажется, юным фанатам, судя по непрерывающемуся визгу, было важно не то, что он говорит, а сам факт обращения к ним. Самым оригинальным во всем шоу стал момент, когда исполнители в темноте «телепортировались» со сцены на подиум прямо в центре танцпола (видимо, подсмотрели фишку у Brainstorm, которые пару лет назад уже продемонстрировали такие чудеса перемещения в том же самом зале). Удобно усевшись на стульчики посреди изумленной толпы, они исполнили пару вещей под акустические гитары. Потом же, когда артисты потайными ходами перебегали обратно на большую сцену, зрителей развлекал своим соло барабанщик, а на площадке наспех сколотили мигающую лестницу, ставшую во второй части концерта необычной основой для видеопроекции. После исполнения фокуса артисты запустили в зал целую гору воздушных шаров на радость молодежи.
К качеству «производства» Fall Out Boy не придраться. Это команда, которая штампует свои треки по всем законам шоу-бизнеса, что позволяет ей вот уже много лет держаться на пике популярности и оставаться в тренде, собирая стабильные аншлаги, как это случилось и в столице. К слову, народу было даже больше, чем на недавнем выступлении Prodigy на той же площадке.
Эстетов и любителей изящной оригинальной музыки вроде опусов Дэвида Боуи или Ника Кейва, в которой можно открыть для себя что-то новое, деятельность FOB вряд ли привлечет, но, кажется, участники квартета из Иллинойса и сами это понимают, не пытаются прыгнуть выше головы и собирают плоды на своей тинейджерской ниве, получая даже такие отзывы в Интернете: «Они доросли до уровня богов!» Каждому свой трон. По крайней мере, эти парни абсолютно безобидны: никому, например, не придет в голову устраивать на их выступлении травмоопасный слэм или жечь файеры. Так что в результате и волки сыты, и овцы целы.