МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Композитор Александр Журбин отмечает юбилей

Телега жизни от «до» до «до»

Юбилей композитора Александра Журбина — это не просто день рождения с кучей гостей, подарков и немалым количеством свечей на торте. Это — огромный фестиваль, состоящий почти из трех десятков концертов, спектаклей, творческих вечеров и прочих музыкальных событий, которые пройдут в Москве в течение осени и зимы 2015 года и даже захватят 2016-й. И чем дальше будет двигаться фестиваль, тем больше интересного произойдет, потому что Маэстро выбрал для своего юбилея правильный слоган: «Все к лучшему».

Одно из самых важных для самого юбиляра событий состоялось в Светлановском зале Дома музыки. В этот вечер прозвучали две симфонии маэстро — Первая и Пятая, а также его Альтовый концерт. Автор известнейших мюзиклов, популярных песен и музыки к кино Александр Журбин — серьезный композитор, имеющий прекрасное консерваторское образование, профессионально владеющий всеми современными композиторскими техниками. Именно это он убедительнейшим образом продемонстрировал на концерте в Доме музыки.

Государственная симфоническая капелла России под руководством Валерия Полянского в этот раз доверилась совсем молодому дирижеру — Филиппу Чижевскому. И не случайно: Чижевский весьма комфортно чувствует себя на территории современной музыки. И в этой программе, весьма сложной и необычной, он показал себя как тонкий музыкант с великолепным слухом, умеющий подчинить себе большой симфонический состав.

Первая симфония была написана Журбиным еще в консерваторские годы. 23-летний композитор выложился в ней так, как это мог сделать очень молодой музыкант, да еще в «золотой век» советской академической музыки — в конце 60-х годов. Культ классического симфонического цикла, традиционно-революционных для второй половины ХХ века форм, масштабности инструментовки звучит здесь в каждом такте. Нельзя забывать, что Журбин в этом произведении — не только советский, но еще и ленинградский композитор с ощущением на себе зоркого взгляда Шостаковича. Конечно, Журбин предпослал своему произведению серьезную литературную программу — стихотворение Пушкина «Телега жизни». И пусть желание молодого автора рассказать в этой симфонии всю свою еще не прожитую жизнь не кажется наивным. Дебют и должен быть таким — с использованием всего арсенала актуальных на тот период языковых средств, от импрессионистов до Мясковского и упомянутого Шостаковича, но при этом — с явным доминированием собственной индивидуальности, которая уже явственно слышна и ощутима.

Альтовый концерт, который вдохновенно и виртуозно исполнил Лев Журбин, сын юбиляра, относится к числу известных и исполняемых академических работ Журбина. Правда, не в России — в Америке. Здесь он, пожалуй, тоже прозвучал впервые. И совершенно обаял слушателей сочетанием журбинской лирики и стилистических принципов музыки прошлого века. Кстати, Лев Журбин, который пошел по стопам отца, стал весьма востребованным в США композитором, пишущим музыку в стиле лайт-классик. Исполненная им на бис «Гармошка» для оркестра (Лев выступил в этом номере как дирижер) была просто замечательной.

Кульминацией и квинтэссенцией смысла концерта стало исполнение Пятой симфонии. Александр Журбин предварил ее исполнение призывом к публике не сдерживать себя и при желании аплодировать между частями. Потому что, во-первых, когда-то, во времена Бетховена, к примеру, это было общепринято, а во-вторых, поскольку в симфонии 15 (!!!) частей, музыкантам будет приятно.

Пятая симфония — недавнее сочинение Журбина, в котором он в полной мере реализовал обе свои ипостаси — академическую и «лайтовую». Четыре прекрасных музыканта выступили в качестве солистов этого необычного сочинения: скрипач Андрей Баранов, виолончелист Борис Андрианов, пианист Петр Айду и, разумеется, альтист Лев Журбин. Наличие солистов придало этой симфонии характер своеобразного концерта для четырех инструментов и оркестра. Композитору удалось органично соединить самые передовые приемы современных композиторских технологий и характерный, чисто журбинский мелодизм. Отголоски различных жанров — от вальса и фокстрота до рока и блюза, цитаты и псевдоцитаты, аллюзии — весь этот «клиповый» постмодернистский замес не порождал ощущения эклектики. Композитор применил здесь очень интересный формообразующий принцип, который можно назвать «моноциклическим»: множество тем, мотивов, коротких фраз, которые объединены общей концепцией и внятной драматургией. Пятая симфония оказалась очень театральной и даже сюжетной: композитор рассказал в ней о жизненном пути человека, которому есть что вспомнить, но еще рано подводить итоги.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах