Алексея Гуськов постоянно участвует в необычных проектах. Сыграл Папу Римского Иоанна Павла II в итальянской картине «Он святой, он человек». Показывать ее у нас не спешат, ссылаясь на то, что католиков мало. Поработал с известным французским хореографом Анжеленом Прельжокажем, которого потянуло в сторону кинематографа. Снимается у Сергея Снежкина в роли Бориса Ельцина. А недавно ему предложили сыграть министра иностранных дел Сергея Лаврова в западном проекте. Незадолго до объявления номинантов обозревателю «МК» удалось побывать на Кольском полуострове вместе с Алексеем Гуськовым, где он работал над российско-немецким проектом «Пингвин нашего времени» Штефана Кромера. Мурманская область в ближайшее время может стать кинематографической Меккой, если ее руководство введет налоговое послабление для кинематографистов.
Когда «Левиафан» Андрея Звягинцева, снимавшийся в Кировске и Териберке, получил премию «Золотой глобус», номинацию на «Оскара», кое-кто из мурманских чиновников потребовали чуть ли не запрета «очернительского» фильма. Между тем в Хибинах снято около 30 картин. Среди них — «Тайна перевала Дятлова» Ренни Харлина, продюсером которой стал Александр Роднянский, «Пингвин нашего времени» Штефана Кромера с участием российских актеров — Алексея Гуськова, Юрия Колокольникова, Марии Семеновой. Продюсер последнего Штефан Арндт, известный по картинам «Беги, Лола, беги» Тома Тыквера и «Любовь» Михаэля Ханеке, уже работал с Алексеем Гуськовым над военной драмой «4 дня в мае». И вот появился новый проект с привлекательной идеей. Интересно же понять, какую цену готов заплатить человек за осуществление мечты. 20-летняя немецкая девушка разыскивает в заснеженной российской провинции понравившегося ей русского парня. А у него, оказывается, есть жена и маленький ребенок. В этих краях ей уготована встреча с олигархом в бегах, которого и играет Алексей Гуськов.
После съемок «Пингвина нашего времени» на Кольском полуострове Гуськов убедил мурманского губернатора Марину Ковтун в том, что можно превратить этот край в кинематографическую Мекку. Он так и сказал: «У вас — кинематографический регион. Любое послабление налогового бремени может привести к кинобуму. Немцы мечтали, чтобы снег сыпался с экрана. Так и получилось». Губернатору идея понравилась, и она заявила о своей решимости выйти в вышестоящие инстанции с инициативой «Мурманск — кинематографический регион». Напомнила, что в этих краях снимал сказки Александр Роу, нашли здесь и гоголевскую Диканьку. Но часто, по ее словам, местные ландшафты выступают то Северным Уралом, то абстрактной территорией, как в «Левиафане». С фильмом Звягинцева местная власть смирилась, ведь благодаря ему Териберка стала популярной, началось паломничество в эти края.
Накануне съемок «Пингвина нашего времени» на кастинг записалось 120 местных жителей. Работники градообразующего предприятия, водители брали отпуска, чтобы поработать в кино. Алексей Гуськов сказал жителям Кировска: «Вы живете в красоте, привыкли к ней, не замечаете. А мы не можем налюбоваться. Если снимается зимняя картина, то Голливуд едет в Канаду, где помимо снега есть льготные послабления. Подобная практика существует и в Венгрии. Кого там только нет. Если у тебя заложен миллион, то 200 тысяч дает регион на рабочие места. А на Кольском полуострове — условия потрясающие. Оператору не надо ждать специального контрового освещения. Солнце в летнее время поднимается в 10 утра и стоит до вечера. Взгляд немецких кинематографистов был направлен сначала на Норвегию, а потом — в Канаду. Я сказал, что снег есть и в России. Когда лакейшн-менеджер отснял снежные просторы в Териберке и Кировске, показал их режиссеру Штефану Кромеру и оператору Бенедикту Нойенфельсу, те сразу загорелись снимать в ваших краях. А потом началась непростая история. В 2013 году мы все подготовили, а снега не было. Пришлось законсервировать проект. И только 8 января 2014 года в Кировск приехала наша съемочная группа». «Не знаю, кто герой нашего времени, — говорит Алексей Гуськов. — При современных средствах коммуникации герои быстро появляются и исчезают. Как говорил Чехов, главное — правильно поставить вопрос, что мы и попытались сделать, затронув тему русской пассионарности. Сейчас есть модное понятие «зона комфорта». Ради нее многие готовы пожертвовать мечтой. В «Пингвине нашего времени» каждый герой настроен на свою идею. Немецкая девушка мечтает о любви русского парня. А его жена маниакально стремится выиграть Олимпийские игры. Тот, кто просто хотел денег, проиграл. Единственный! Все остальные свое получили. Нам хотелось, чтобы фильм смотрели зрители. Не находиться же в состоянии упыря: мы есть, но в зеркале не отражаемся, производим кино, но нас не смотрят».