Акция — уникальная, хотя создание рукописных экземпляров — дело не новое. Впервые рукописные книги для продажи поэты Серебряного века стали выпускать в послереволюционные годы. В условиях голода и разрухи не было возможности издавать свои произведения. Типографии практически не работали. Не было средств на краски и хорошую бумагу. Но смогли выжить и приспособиться... Марина Цветаева и Андрей Белый, Николай Гумилев и Осип Мандельштам, Михаил Кузмин и Федор Сологуб собственноручно писали маленькие книжечки и сами их разукрашивали. Потом продавали за 15–30 тысяч или за фунт масла. «МК» пообщался с Михаилом Сеславинским о его творчестве, акции и аукционе.
— Много рукописных книг сохранилось до наших дней?
— Да. Их приобретали как в частные коллекции, так и в государственные хранилища. Сейчас многие рукописные книги хранятся в Историческом музее. Большинство из них поэты создавали не поштучно. Федор Сологуб побил все рекорды: выпустил около 20 экземпляров, но практически без декора. Зато Алексей Ремизов богато украшал свои книги-альбомы, которые сейчас хранятся в Государственном литературном музее.
— Расскажите про акцию.
— Мы приглашаем к сотрудничеству современных поэтов. Они должны взять бумагу и написать книгу от руки как минимум в двух экземплярах. Каждый решает сам, как ее украсить и озаглавить. Можно даже воспользоваться помощью художников. Один экземпляр нужно отправить в Государственный литературный музей на вечное хранение, а другой — в Роспечать для продажи его на аукционе в начале 2016 года. Туда мы пригласим значимых людей, у которых есть возможность покупать книги по высоким ценам.
— Аукцион откроет продажа вашей собственной книги со стихами. Какая будет стартовая цена?
— Десять тысяч. Я сам потратил много денег на специальную бумагу, часть которой пришлось выбросить в процессе работы из-за описок. Создавал три экземпляра в течение пяти дней. Причем у каждого авторский дизайн. Рисую плохо, поэтому украсил книгу аппликациями. Как библиограф я обязан создать экземпляр, отличающийся от всех остальных. Выиграть у мэтров поэзии стихами я не могу, поэтому возьму дизайном.
— А про что ваши стихи?
— У моего сборника «Фиолетовое небо» есть подзаголовок — «Стихи разных лет эпохи декаданса ХХ века». Писал их до 30 лет под влиянием Николая Гумилева.
— Кому из поэтов вы предложите принять участие в акции?
— Слава богу, живы люди, которых мы можем отнести к последней волне «шестидесятников». Среди них Евгений Рейн, Александр Кушнир и Евгений Евтушенко. Не забудем и про кумиров 70-х годов, которых мы привыкли слушать на пластинках: Веронику Долину и Новеллу Матвееву.