— Владимир, почему русскую народную песню и, в частности, вас, как ее исполнителя, мало показывают по телевизору?
— С моей точки зрения, не все, что показывают по нашему телевидению в плане музыки, говорит о высоком профессионализме артиста. Как раз наоборот. Чтобы пролезть на телевидение, совсем необязательно быть высоким профессионалом, и вы, я надеюсь, со мной согласны. Это правило. По телевизору меня показывают мало по нескольким причинам. Первая: исполнители народной песни находятся явно в ущербном положении на телеканалах, причем показывают далеко не лучших. Второе: недостаточно ведется работа по этому вопросу в руководимом мною центре. Третье: присутствие на каждом канале понятия личностного отношения к исполнителю, что «заменяет» так не желаемые худсоветы в извращенном виде.
— Что заложено в песенной культуре? Способствует ли она укреплению духовности?
— Есть ординарное выражение: дерево без корней падает. Здесь оно как раз уместно, ведь народная песня существует многие века и отражает все аспекты жизни человека: свадьба, похороны, проводы в армию, сбор урожая, рождение детей. Слушая песни, человек будет знать о культуре своей страны. А знание истории и традиции способствует укреплению семьи и духовности.
— Как соотносится песенная культура с русской православной культурой? Нет ли здесь антагонизма?
— Русское православное песнопение вышло из народного песнопения — это факт, доказанный многочисленными научными исследованиями. Изначально в русской православной культуре пели в одноголосье, как в греческой церкви. Многоголосное песнопение в церковь привнесено русской народной песней. Антагонизма здесь нет. Как раз наша песенная культура очень сильно переплетена с русской православной культурой.
— Кто сегодня срывает аншлаги в России?
— Срывает аншлаги Лепс, так как он звучит из всех утюгов, он же и самый популярный. Что до русской песни, то сегодня на сцене можно услышать весь спектр народной музыки. Начиная с фолка и заканчивая современным изложением народной песни. Но нельзя искажать суть народной песни. Мне наиболее интересно современное переложение народной песенной культуры и вынесение ее на сцену, например, с этим хорошо справляются «Бабкины внуки», «Хуун-Хуур-Ту», Марина Девятова, гармонист Юрий Щербаков.
— Какие вы любите поэтические произведения? Как вы понимаете, что такое настоящая любовь?
— Как правило, это песни и романсы из прошлого: «Я встретил вас», «Что так сердце растревожено». Чтобы влюбленность превратилась в настоящую любовь, нужно соответствие близких людей их представлениям, касаемым внешности, поведения в быту, даже в запахах. Прожить до гробовой доски с любимым человеком — большой труд. Мои родители живут уже давно вместе, а я четвертый раз женат, наверно, мне не хватало терпения, как и у моих вторых половинок.
— Ваша жена — молодая женщина, но ей куда интереснее то, чем занимаетесь вы, чем, скажем, современная эстрада. Чем вы завоевали свою спутницу жизни?
— Все произошло как у всех, несмотря на разницу в возрасте, отношение к детям, быту и семье у нас с моей последней женой одинаковое. Все остальное от нас не зависит, недаром говорят, что браки совершаются на небесах.
— Звучит ли русская народная песня на ваших семейных праздниках за столом? Знают ли ваши дети русские народные сказки?
— Конечно, дома я народные песни не пою, а мои дети слышат эти песни на концертах в моем исполнении или от других артистов. Они знают русские песни и сказки, потому что мы давали им эти знания с детства.
— Как вы воспитываете детей?
— У меня пятеро детей, два мальчика и три девочки. Один живет в Америке уже более 20 лет. Младшего сына Ивана я воспитываю кнутом и пряником: убеждениями, уговорами и давлением. По моему мнению, супруги должны заниматься воспитанием детей. Главное здесь, чтобы мама и папа понимали, что нужно делать с их ребенком в плане его развития, не допускать перекосов и передавливания. Нужно, чтобы у ребенка создавалось впечатление: что предлагают ему в семье — это интересно. Хотя, конечно, со временем многие усилия родителей могут не оправдаться, но в той или иной степени положат хорошее зерно в основу детской личности.