Открывают проект в Музее современного искусства, что на Тверском бульваре. Выступающие задерживаются, так что есть время осмотреться. А здесь — белоснежная стена в 1800 черно-серых снимках. Масштаб завораживает. На гвозде сбоку висит мундир с советскими медалями, запорошенный снегом и украшенный сосульками. Следом разместили коньки, тоже во льду. А еще — снежные пионы в вазе и ледяной велосипед. Как правило, современное искусство трактовать не принято, но пытливый «МК» озадачил автора экспозиции, французского художника Лорана Перно несколькими вопросами. Оказалось: экспонаты посвящены времени, его течению и постижению. Не случайно книги Александра Пушкина и Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» прибиты гвоздями к стене. Время здесь представлено как проводник памяти, как загадочная сила и опыт бесконечности.
Кстати, о времени — часы тикают... Забегает взъерошенная Чулпан Хаматова в кедах. Арт-директор проекта Роман Должанский отшучивается о задержке: «В опоздании виноват Василий Церетели. Уж больно много площадок у Музея современного искусства. Каждый едет в ближайшую». Другие организаторы заверяют, что фестиваль не потерял драйва и направленности в будущее».
Теперь о программе. Откроет фестиваль французский хореограф Рашид Урамдан спектаклем «Сфумато». Языком танца в нем расскажут о бесследно исчезающих землях и людях, пропадающих навсегда. Вслед за Николаем Некрасовым на поиски счастья и ответа на вопрос «кому на Руси жить хорошо» Кирилл Серебренников отправляет артистов «Гоголь-центра». Из Финляндии хореограф Теро Сааринен привез постановку «Превращаемые», созданную исключительно для танцовщиков-мужчин. Французский режиссер Карин Понтьес покажет «Потерянный рай» об ушедшем детстве и крылатых качелях, которые уносят наши воспоминания и на которые нужно вовремя вскочить.
Продолжает исследовать тему времени Тимофей Кулябин в «Трех сестрах». Он переносит действие чеховской пьесы в начало ХХI века и соединяет психологическую драму с триллером. Интригующим обещает быть специальный проект Театра наций и «Территории» «Беспамятные» — спектакль о потерявших память. Зрители попытаются понять, возможно ли стать прежним после возвращения памяти. В основу этого проекта легли уникальные истории людей с диагнозом «биографическая амнезия». Еще из интересного: «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой» Хайнера Геббельса и перформанс «Фрагмент бесконечности» Анны Абалихиной.
— Выделенные государством деньги на наш фестиваль оказались тю-тю, причем в последний момент, — признался художественный руководитель проекта Евгений Миронов. — Якобы они лежали на депозите в банке, у которого недавно отозвали лицензию. В общем, одной рукой лечит, а другой — калечит. Несмотря на все проблемы, мы смогли запустить проект. Самое важное, что «Территория» остается фестивалем-школой. Конечно, это понятие хочется толковать расширенно: школа для зрителей, организаторов и участников. Образовательная программа, которую мы предлагаем студентам и молодым актерам, должна научить их быть открытыми ко всему новому, не бояться неизведанного и идти вперед. В этом году она посвящена теме времени и памяти — самым важным для человека понятиям. Времена, как известно, не выбирают, и мы сегодня живем в противоречивую и драматичную эпоху. Самое важное — остаться верным себе, и этому тоже должен учить фестиваль.