Итак, проект «прозрачного» создания спектаклей под брендом «Репетиции» буквально на днях стартует на новой экспериментальной площадке — на Поварской, 20.
— Очень просто было бы сейчас пригласить на Таганку кого-то из звездного режиссерского набора и устроить громкую премьеру, — говорит г-жа Апексимова «МК», — но... но у театра должен быть свой путь, а звать звезд — повторение.
— Сколь вообще важно «взращивать» молодую режиссерскую поросль?
— Тут двойной эффект. Для актеров — это новый опыт работы с совершенно разными режиссерами, а для самих режиссеров — опыт работы с труппой театра на Таганке. И дай Бог, чтобы из молодых ребят, которые приходят к нам на этот проект, выросли большие мастера. Это «театр на вырост», как сказал мой советник по творческим вопросам Видмантас Силюнас. Если из ста эскизов получится десять новых премьер — это уже прекрасный результат.
В двух словах — в чем суть. На первом этапе «зачатия» рассматриваются заявки режиссеров, претендующих на участие в эксперименте. Потом каждый из них неделю работает с труппой — идут читки, первые этюды. Через неделю с «голым спектаклем» без декораций, костюмов, лоска и купюр артисты выходят на зрителя. И зрители, отсмотрев материал, с экспертным советом решают — стоит ли продолжать?
Вторая стадия более ответственная. Тут уже практически полноценный репетиционный период, прорабатываются значительные куски сцен etc. Актеры и режиссер плотнее чувствуют друг друга, «сродняются». Опять же — суд зрителей и Совета, их мнение: быть — не быть? Третий этап — финальная отточка уже утвержденного спектакля.
Режиссерами самой первой лаборатории стали: Семен Серзин (род. в 1987-м, руководитель «Этюд-Театра» в Санкт-Петербурге) с «Землей Эльзы» Ярославы Пулинович («в пьесе есть экзистенциальное начало: конфликтная природа — проблема «отцов и детей» — здесь прогрессирует в вечную тему, когда отцы по сути становятся детьми своих детей»); Глеб Черепанов (в 2010-м окончил Щукинское, режиссер «Табакерки») с «Драконом» Шварца («главная тема пьесы — внутреннее рабство, ведь Дракон — это мы, он вовсе не снаружи, но внутри нас; и даже умирая, он тут же возрождается снова, в новом обличье»); Александр Баркар (род. В 1981-м в Луганске) с «Вием» Гоголя («Есть возможность на основе классического текста создать энергетически мощный спектакль по духу близкий к рок-опере»); Валерия Суркова (род. В 1977-м в Юрмале) с «Золотым драконом» («сегодня эта пьеса Роланда Шиммельпфеннига — повод поговорить артистам со зрителями на важные темы, повод посмеяться над ними и попытаться разобраться в них, используя уникальную конструкцию текста»).
— Возможность следить за «историей рождения», несомненно, привлечет нового зрителя в театр, — продолжает Ирина Апексимова, — а живой театр — наша главная цель.
А Елена Груева (директор творческих проектов Театра на Таганке) добавляет:
— «Репетиции» — это по сути режиссерская лаборатория, цель которой познакомить труппу Театра на Таганке с новым поколением режиссеров самым, как нам кажется, плодотворным методом — опытом совместной работы. Подобные лаборатории уже несколько лет идут по всей стране и помогают недавним выпускникам находить общий язык со сложившимися профессиональными трупами. В последние сезоны и в некоторых театрах Москвы (РАМТ, МХТ им. А. П. Чехова, например) проходят такие эксперименты. Однако только Театр на Таганке рискнул сделать их регулярными (в течение сезона 2015/16 года предполагается проведение не меньше восьми сессий), превратив в основной инструмент формирования нового репертуара малой сцены легендарной «Таганки».
— Вы проводите кастинг или открытый конкурс на участие в проекте?
— Нет. Мы приглашаем тех молодых режиссеров, чей талант для нас очевиден, и чьи первые шаги в профессии нам показались наиболее интересными. Среди них есть и «опытные» участники других лабораторий, и те, чьи спектакли уже завоевали призы разных фестивалей, и те, для которых «Репетиции» станут дебютом на профессиональной сцене. Еще раз подчеркну — наш проект не соревнование, а возможность для актеров найти «своих» режиссеров и понять, как их новые союзы воспринимаются публикой. И, главное, мы очень надеемся, что наш проект поможет раскрыть творческий потенциал труппы «Таганки», которую собирал Юрий Петрович Любимов.