Проникновение на историческую территорию (здание павильона, где проходит выставка, построено в 1954 году) начинается уже на улице — с инсталляции художника Микеланджело Пистолетто, которая отвечает теме проекта: «Как жить вместе? Взгляд из центра города в самом сердце острова Евразия». Сразу и не догадаться, что лавочки, выставленные в форме трех соединенных петель, — это произведение искусства. Однако, оказывается, это так: две крайние петли лавок повернуты сидениями вовне, а центральные обращены вовнутрь. Таким образом художник приглашает нас, зрителей, к диалогу. А дискуссий здесь должно состояться немало: ежедневно в них будут вступать такие известные личности, как архитектор Рем Колхас, социолог Саския Сассен, профессор космонавтики Акбар Аббас, историк искусства Паскаль Гилен и многие другие, в том числе и автор «дискуссионной инсталляции» Микеланджело Пистолетто. Тема соответствующая: как жить вместе? И она касается не только реконструкции мостов между Западом и Востоком, но и диалога разных национальных культур, религий, традиций, и — что немаловажно — диалога зрителя и современного искусства.
Одной из искусствоведческих тем для обсуждения может стать инсталляция, которая выставлена рядом с входом в павильон: это фигура мертвого Владимира Маяковского. Она создается по проекту известного теоретика искусства, художника Анатолия Осмоловского, а воплощается в форму прямо на глазах у гостей выставки художниками Александрой Кутовой, Ириной Петраковой, Александром Плюсниным и Виталием Барабановым. Метафора скульптуры прямолинейна: Маяковский застрелился, то же произошло с модернизмом.
Над высокими колоннами павильона красуется еще одна потенциальная тема для дискуссии — проект Сергея Браткова. Художник скрыл под тканью металлического цвета 13 из 16 гербов союзных республик. Остались видны глазу только российский, белорусский и казахстанский гербы — трех стран, которые сегодня входят в Таможенный союз. Внутри Первого павильона вовсю кипит работа: десять дней художники будут создавать инсталляции и арт-объекты, потом выставка закроется на один день, а когда откроется, перед зрителями предстанет результат их бурной деятельности. Готовая экспозиция. А пока объектов немного, большинство в процессе создания. В центральной части зала высоченные арки украшены большими цветными панно художников Алмагуля Менлибаева, Анне-Ми Ван Керкховен, Флаки Халити и Изе Генцкен. Темы их очень разные: от милых кошечек и собачек до аллюзий на искусство эпохи Возрождения. Именно здесь, в центре зала, разворачивается основное действо. Открывает серию перформансов акция Леона Кахане, который решил за 10 дней освоить искусство балета. Для этого он нанял профессиональную танцовщицу и будет каждый день заниматься вместе с ней на глазах у гостей павильона. Посмотрим, удастся ли ему добиться успеха в деле, которым профессионалы овладевают годами. Рядом с зеркальными стенками, на фоне которых занимается Леон, сложены на стойке копии работ из Дагестанского музея изобразительных искусств — это реквизит для перформанса Таус Махачевой. Реалистические картины станут частью акробатического перформанса, который будет здесь проходить каждый день в 17.30.
По бокам от центрального зала — еще два пространства, где уже рождается искусство. В одном из них колдует над бумагой французский мастер Фабрис Ибер. Он пишет портреты гостей не краской, а... нефтью. «Я решил использовать нефть для создания прекрасного, ведь обычно она уничтожает природу, но здесь все наоборот», — пояснил автор «МК», выписывая черты лица очередного героя. На стенах уже красуется с десяток портретов в коричневых тонах. Один в них минус — запах не слишком приятный. Недалеко от француза пишет огромную картину, стоя на подъемнике прямо под потолком, китаец Цю Чжицзе. Обещает создать райский сад за десять дней. А в другом конце зала работает художница Элс Дитворст: она вместе с командой мастеров строгает из дерева гигантский череп неандертальца.
Одно из самых притягательных пространств то, где располагается барельеф работы скульптора-монументалиста Евгения Вучетича, случайно найденный в прошлом году. Многофигурная композиция, занимающая 90 кв. м, изображает людей разных национальностей, профессий и возрастов на фоне знаковых сооружений послевоенной эпохи. В центре расположены фигуры рабочего и колхозницы с ребенком на руках. До смены экспозиции павильона №1 в 1967 году работа Вучетича являлась одним из его ключевых экспонатов, а потом по приказу Хрущева его скрыли от людских глаз гигантским щитом. Сейчас творение Вучетича реставрируют — за работой специалистов можно наблюдать через прозрачное стекло. Эта работа с историей стала прекрасным фоном для современного искусства, для осмысления актуальных проблем и сопоставления их с прошлым.
Об этом и два специальных проекта. Первый — «павильон Кавказ», созданный группой людей, иронично назвавших себя «Безудержными». В небольшом домике, построенном рядом с Центральным павильоном, они показали особенности вкусов и привычек детей гор. Любовь ко всему яркому, блестящему, выглядящему дорого. Эта страсть иногда доходит до абсурда: допустим, угги, украшенные искусственным жемчугом и лейблом Шанель. Уверенность, что сломанные уши — это круто: сородичи думают, что обладатель таких ушей — настоящий боец, и боятся его. Цель проекта — показать истоки этих традиций, кажущихся европейцам странными, сделать особенности культуры Кавказа понятнее. Другой спецпроект расположился перед входом в павильон «Атомная энергия», который сейчас закрыт. Это выставка художника Алексея Морозова, которая следующим летом будет экспонироваться в Национальном археологическом музее Неаполя. Очень тонкая и интеллектуальная экспозиция с множеством скрытых смыслов и аллюзий. Евразия здесь представляется как реактор, где идут сложные процессы. Выставленные объекты напоминают детали метафорических мостов, которые связывают Европу и Азию, винты, духовные скрепы. «Любой мост со временем ветшает, ему нужна реконструкция, но мы не знаем, чем она закончится. Ведь в этом процессе нет незначительных элементов, важен каждый кирпичик, его пропорции. А если что-то будет нарушено?» — рассуждает художник. Алексей уверен, что художник не должен давить на болевые точки, его задача анализировать и задавать вопросы, чтобы найти выход из ситуации. Этим занимаются и другие участники биеннале.