Полотна развесили в трех темно-красных залах почти в полной темноте. Выставка начинается с тяжелых для восприятия новозаветных сюжетов — «Коронование терновым венцом» итальянца Пьера Мадзукелли и «Взятие Христа под стражу» голландца Дирка ван Бабюрена. На холсте последнего изображен апостол Петр в Гефсиманском саду, ударяющий раба первосвященника Малха и отсекающий ему безжалостно правое ухо.
Понятно, что прочесть замысел художника без знания Ветхого и Нового Завета непросто. Что ж, рядом с некоторыми картинами висят пояснительные таблички.
Вот Давид тащит громадную голову Голиафа на холсте 1615 года Джованни Ланфранко. Он победил главаря своих врагов и хочет обратить оставшихся недругов в бегство. Кстати, у Караваджо есть одноименная работа 1609 года, которая хранится в галерее Боргезе. Следом — обескураживающее полотно «Исцеление Товита» Матиаса Стомера.
Но кульминацией выставки стал «Мальчик, укушенный ящерицей». Он завораживает даже самого неискушенного посетителя. Немудрено. Здесь есть всё, за что любят Караваджо: энергия и напряжение, свет и тень, но главное — правда. Он первым решил, что вишня может быть перезрелой, вода в вазе — мутной, а в ней словно против воли художника отражается его мастерская. В качестве модели он использовал свое отражение в зеркале. Искусствоведы называют этот натюрморт самым необычным за всю историю живописи XVI столетия. Но мало кто знает, что есть и авторская копия в «Национальной галерее» Лондона. Более того, вторую работу считают лучше первой. Ведь Караваджо повторил «Мальчика» в более зрелом возрасте, когда усовершенствовал технику и состоялся как художник. Это случилось после его побега из Милана, где он открыл мастерскую на наследство матери, ввязался в пьяную драку и убил человека. Бежал оттуда в Венецию и в Рим, где начал писать портреты бродяг и натюрморты с фруктами. После создания своих главных шедевров — «Положение во гроб» и «Христос в Эмманусе» ему снова пришлось скрываться. Дело было в Риме, когда во время игры в мяч художник поссорился с одним из спортсменов, вызвал его на дуэль и убил. Сицилия приютила горе-путешественника, где он и скончался.
— Экспозиция доказывает, что влияние мастера выходило за границы узкого круга прямых последователей, — говорит куратор проекта и ведущий специалист в области итальянской живописи Виктория Маркова. — Но оно и не было ограничено во времени. Например, к такому известному методу художника, как монументальность фигур, часто прибегал художник барокко Карло Сарачени. Итальянец Анджело Карозелли постоянно использовал эффектное освещение. А Орацио Борджанни увлекался изображением натуралистических деталей. «Оплакивание Христа» Андреа Мантеньи — вообще яркий пример соединения ренессансной перспективы со светотеневыми эффектами караваджизма. Мы представили редкую возможность увидеть рядом работы из двух собраний — музейного российского и частного итальянского. Это позволит зрителям поразмышлять о путях развития искусства.
СПРАВКА «МК». Художественный критик, коллекционер Роберто Лонги заинтересовался творчеством Караваджо еще в студенческие годы, написал диплом на эту тему. Позднее он начал приобретать ценные полотна мастера и его последователей. Сегодня его коллекция насчитывает около 200 картин живописи XIV–XX веков. А результатом его неугасающего интереса к творчеству ломбардского художника и его последователей стала первая выставка Караваджо и караваджистов в Милане и два издания монографии о гении.