Евгений Писарев, отмеривший пять лет на посту худрука, режиссер-праздник на сцене с серьезным видом обнародует художественные перспективы, а артисты прикидывают свою занятость в новом репертуаре. Откроет 66-й сезон премьера хореографа Сергея Землянского, весьма востребованного сегодня. Открыл его, кстати, именно Пушкинский театр: несколько лет назад Москву удивило его «Материнское поле» по Айтматову и то, как молодая часть пушкинцев станцевала его.
— «Жанна д’Арк» Землянского будет на большой сцене, — комментирует «МК» Евгений Писарев. — Это драма-данс, хотя там будет и вокал, так что не совсем молчаливая история. За основу он взял «Святую Иоанну» Бернарда Шоу. Когда-то это шло в Таировском театре (впоследствии переименованном в Пушкинский. — М.Р.), играла Алиса Коонен. В нынешней постановке в главной роли выступает Анастасия Панина, которая у Землянского играла в «Даме с камелиями», там же Саша Матросов, Антон Феоктистов и многие другие — порядка 35 человек. Павел Акинкин пишет музыку, Максим Обрезков — декорации. Мощная история, рисковая.
— Еще бы: кроме темы войны там еще и опасная теперь тема церкви и ее служителей. «Тангейзер» может повториться?..
— Тут все-таки содержание предполагает тему. И, я думаю, Сережа — не про скандал, а про художественное высказывание. Он очень талантливый, при этом делает совершенно разные вещи (драматичнейшее «Материнское поле» — и последний «Ревизор», очень смешной). После этого на большой сцене будет комедийный спектакль, но ставить буду не я, а Александр Мохов, который принес нам очень смешную пьесу Александра Коровкина. Современная и невероятно смешная история — я такие смешные ставить не могу. Мне нужна с меланхолией, с грустинкой, а здесь… своего рода «Старики-разбойники», только в женском варианте. Две главные роли исполнят актрисы старшего поколения — Вера Алентова и Наталья Николаева.
А я тем временем буду заниматься «Свифтом», то есть пьесой Григория Горина «Дом, который построил Свифт». Я абсолютно уверен, что время Горина возвращается. Его другая пьеса — «Забыть Герострата» — настолько современна, что нужно звать на главную роль Тимофея Кулябина (шучу). Все, к сожалению, возвращается, но только на каком-то современном этапе, только это не современные пьесы, а уже классика. Так вот, «Дом, который построил Свифт» — совершенно нераскрытая пьеса и самый малоуспешный фильм Марка Захарова. Может, потому, что эта история, как мне кажется, более театральная, чем кинематографическая. Свифта будет играть Андрей Заводюк, но там будет занято очень много артистов.
— А что предусмотрено для Александры Урсуляк?
— Саша будет репетировать ни больше ни меньше с Юрием Бутусовым — «Оптимистическую трагедию», роль комиссара. Сначала я подумал, что это очень уж странное название для сегодняшнего дня, но вспомнил, что это название родилось в Камерном театре Таирова; более того, есть прекрасный первый вариант, который давно не ставился, — все остальные постановки, и в том числе знаменитая картина с Маргаритой Володиной в главной роли, сделаны по второму варианту.
— У вас какой будет?
— У нас — первый, где весь полк погибает. Если будет — потому что если репетирует Юрий Николаевич Бутусов, то не исключено, что все закончится «Любовью под вязами». Но тем не менее будет занята вся команда из его прежней у нас, очень популярной постановки «Добрый человек из Сезуана». И этим мы должны закрыть сезон.
В филиале Павел Курочкин — он руководит замечательным театром «Ведогонь» в Зеленограде — выпускает спектакль «Кошки-мышки» для артистов старшего поколения, которые давно не играли. Такая история о том, что в любом возрасте, даже в самом преклонном, все равно есть желание счастья и полной жизни. Он очень хорошо работает, делает свое дело. В этом смысле я очень уважаю таких людей, как он, Алексей Бородин или Тереза Дурова, которые делают свой театр, и в результате все с удовольствием на такие «подводные лодки» приходят. Ты погружаешься в особый мир, который они создают. И я в эту сторону смотрю.
Остается добавить, что самый удачный проект прошлого сезона, сыгранный всего лишь раз — к 100-летию Камерного театра Таирова (кстати, «МК» отметил его своей знаменитой премией. — М.Р.), положил начало доброй традиции: теперь каждый год 25 декабря в Пушкинском будут отмечать день рождения театра.