С праздником!
«Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты» — приблизительное суждение.
А вот другая, более емкая мудрость поможет вам наиболее точным образом определить, на какой ступени социальной лестницы вы находитесь: «Скажите, кто вас поздравляет с праздником (хотя бы на 1 сентября), и я пойму, что вы собой представляете».
Никто не поздравляет? Делайте вывод. Вы — ноль.
Только родственники? Приятно, конечно, но веса в обществе это не добавит.
Подчиненные (если они имеются)? Грош цена их неискреннему льстивому лепету!
Печальные приметы: если поздравляют только 23 февраля, вы военный. Если 8 Марта — вы женщина. Если 1 сентября — вы, скорее всего, учитель. Или дурак, которому многому надо научиться. Вот вам на это и намекают — весьма прозрачно.
Самое ценное поздравление, конечно, новогоднее. Тут ситуация как на ладони: сами вы наверняка тщитесь пропеть осанну тем, кто выше вас по должности, — звоните, шлете открытки и телеграммы, привозите подношения… Но вопрос в другом: есть ли те, кто считает нужным ублажить вас? Бывшие сослуживцы? Собутыльники? Любовницы? Любовники? Если так, ваш статус — на троечку с минусом.
Да, древнюю пословицу давно пора переиначить: «Скажите, от кого зависимы, и я скажу, на какой титул можете рассчитывать».
Но лучше ничего никому не говорить, помалкивать, ибо что позитивное можете о себе сообщить? Скажете правду — и последние перестанут уважать!
Зато, если хоть чем-то, хоть каким-то боком причастны к власти, обзавидуются и начнут льстиво пресмыкаться. На всякий случай.
Правило обращения с дураками
Многих раздражают пространные и надоедливые излияния дураков. Некоторые особо нетерпеливые, привередливые и нервные выходят из себя и требуют: пусть они (то есть дураки) заткнутся! Пусть знают свое место.
Но это неправильная, ошибочная позиция. Пусть дураки говорят, пишут, изливают душу. Их суждения — совершенно особый взгляд на жизнь. Устами дураков (кои остаются до седых волос младенцами) зачастую глаголет истина. Так, как подумает или скажет дурак, не скажет и не подумает ни один умный. Такой перл, какой отмочит болван, не создать Льву Толстому и Достоевскому. А уж почитать откровения дурака, изложенные им в книге, ознакомиться с ними на сон грядущий — и вовсе блаженство! Сон потом легок, беззаботен и невесом.
Надо уметь находить радость во всем. В том числе в чужом идиотизме. (Тем более сами вы далеко ли от стопроцентной глупости ушагали.) Расслабьтесь, раз уж выпало жить и пребывать в мире всеобщего недомыслия. Смакуйте чужую глупость! (А кто-то будет смаковать вашу.) Она позволит вам ощущать свое превосходство. Поощряйте дураков! Хольте и лелейте их. На их фоне и в своих глазах вы выглядите куда более сносно и терпимо, чем могли бы выглядеть.
Президент
Положа руку на сердце, вы хотите стать президентом? Премьер-министром? Просто министром?
Вам кажется, их жизнь проста? Со стороны действительно может так показаться: знай подавай команды, распоряжайся, повелевай, а сам благоденствуй и бездельничай. Разъезжай по саммитам, чеши язык, тусуйся с сильными мира сего и среди звезд шоу-бизнеса и спорта.
Как бы не так! Ведь вы не настолько наивны, чтобы предположить: отданные распоряжения будут исполнены, причем скрупулезно. С какой стати кто-то будет исполнять приказ, если не считает себя глупее того, кто отдал команду? Нет, имярек мнит себя куда, куда умнее! У него есть свое мнение касательно любого вопроса и конкретно полученного от вас распоряжения. Возможно, в корне противоречащее тому, которое вы полагаете директивой. Потому он всячески будет тянуть резину, саботировать и дезавуировать ваш приказ.
Но амбиции — дело поправимое, их можно усмирить и подавить. А как быть с глупостью? Или полагаете: среди приближенных первого лица все сплошь светочи семи пядей во лбу? Это была бы идиллическая картина! Такое нереально. Просто потому, что в стране, как бы велика она ни была, не наберется столько умных. А кроме того, сам лидер не захочет терпеть рядом и поблизости тех, кто превосходит его хоть в чем-то (извинительная человеческая особенность: вытаптывание пространства для вольготного единоличного процветания). Он, лидер, лучше будет мучиться с дураками, сотнями тысяч дураков, чем соперничать с единственным умеющим думать.
А экономика? А международные проблемы? А канцлеры, спикеры и сенаторы других государств — столь же недалекие, как свои, родные… Надо что-то делать с падающими собственными рейтингами и доходами на душу населения, треклятым ВВП, с коррупцией и инфляцией, с постоянно накаленной обстановкой в мире. Вам охота в ней разбираться? Копаться? Погрязать? Получая при этом затрещины от несогласных с вами лидеров прочих держав, от всегда недовольных обывателей, даже от жены и детей (которые, конечно же, умней вас — таково их неколебимое мнение) и зуботичины от прессы, которую, как ни старайся, не придушишь до конца, она продолжит вякать обидное…
Так что это вовсе не рай и не дар небес — стоять во главе. И возиться с недоумками (миллионами недоумков), собачиться с неистребимыми оппозиционерами! Если вы нормальны, то охотно променяете эту мутату на кружку пива с воблой и попутную беседу с дружками-собутыльниками!
Конечно, существует мнение: почетно быть первым. Доминирующим, всюду насаждаемым. Но в чем этот пирров почет? В ежедневном увиливании от правды и постоянном юлении — якобы во благо своей страны?
Бытует мнение: на руководящих постах вольготно богатеть. Все несут подношения и откаты, умножают и преумножают ваши капиталы. Но опять-таки: сколько можно накапливать? До каких пределов? Становится скучно. (И потратить некуда.) Ведь живете на всем готовом. Азарт возникает, если то выигрываешь, то проигрываешь, а если вектор течет в сторону успеха и внутрь вашего кошелька, надоедает. Ведь вы же человек. Вам хочется рисковать, терять, а не жиреть в хлеву.
Одним словом, можно покрутиться в верховной клоаке день-два, месяц, год от силы — ради интереса, ради чистого любопытства и отчасти конкретных выгод. Но потом надо сваливать.
Да только ведь из банды верховных жрецов так просто не уйдешь. Не отпустят. Вы обросли связями (это происходит быстро, буквально за месяц-другой) и так ими опутаны, что придется остаться в паутине без надежды на глоток свежего воздуха.
Пока не повязаны — не лезьте во власть, сторонитесь власти! Дышите вольно. Делайте что хочется. Что хотите, то говорите. С кем приятно — с тем общайтесь. Величайшее счастье — быть привольным. Нужно ли менять это благо на сомнительную безальтернативно-принудительную так называемую честь быть первым?
Преемники
Почему восприемники поливают своих предшественников? Да еще на чем свет стоит. Дескать, были сплошь воры, убийцы, дураки… Это делается с благой целью — дабы согражданам не больно было расставаться с иллюзиями об усопшем (или свергнутом) лидере, кумире, впередсмотрящем. Мы ведь ему верили безоговорочно на протяжении стольких лет, считали светочем, гением, заботником о народном благе. Любили его, свыклись с ним на экранах телевизоров и газетных полосах. Никого другого на капитанском мостике не могли представить. И вот ушел — в ореоле святости. А кто-то новенький, неведомый на его место претендует и уже заступил. Доверять ли ему? Симпатизировать ли? Вдруг окажется негодяем? Для того чтобы мы знали и могли сравнить, нам говорят: «Тот, ушедший, был ублюдок из ублюдков, вор из воров, мерзавец из мерзавцев. Нечего о нем жалеть и слезы лить! Всю свою любовь отдайте его сменщику, восприемнику. Пока не помрет, он теперь будет для вас иконой и лучшим из лучших, отцом родным». А потом и про него расскажем правду.
Прохиндеи
Ничего не поделаешь, миром правят прохиндеи. Строят честные глаза, надувают щеки для важности, прикидываются гонимыми (если это выгодно) и погонщиками (если это сулит прибыток), произносят псевдоумные речи во славу сильных или клеймят конкурентов… Эти жалкие, напыженные и напыщенные пустопорожние создания, нацеленные лишь на самоутверждение и самоублажение, хлопочут только о себе, высокие интересы их волнуют постольку-поскольку и лишь с той точки зрения, что можно примкнуть к золотой жиле, возглавить гонку за успехом и удержаться на гребне… Видим их постоянно, потому что выставляют себя напоказ.
Казалось бы, должны знать свое место и не выпирать, не вылезать за пределы отпущенного им пространства. Но нет, не знают и не хотят знать ограничений. Это умные ограничивают себя и держатся неприметно и скромно. Идиот прет на рожон — так, чтобы его заметили, а его идиотизм стал виден всем. Собственно, витринность и есть главная примета идиота. Посмотрите, как он красуется на трибуне и экране, как доволен и горд собой, как счастлив в своем идиотизме.
Идиоты и прохиндеи должны знать свое место. Но не знают и не желают знать. Им нужно быть в первых рядах и в центре происходящего. Не потому не хотят быть последними, что являются идиотами, а потому являются идиотами, что непременно хотят быть первыми и больше ничего не хотят!
Ответственность
Если бы люди были сплошь ответственными и относились к своим поступкам требовательно, жизнь на земле давно бы прекратилась. Психически больные (и просто больные) задумались бы, надо ли передавать по наследству свои хвори детям, и отказались бы от производства потомства. Умные не стали бы обрекать детей на муки, которые принесет эволюция в будущем. А глупые, которые во всем берут пример с умных, сказали бы: «Разве мы дураки, дураки мы, что ли, взять и взвалить на себя заботу о новом поколении?»